На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

МотоКлуб ЛЕМУРЫ

2 634 подписчика

Герман Павлович Дерунов - человек эпоха

О его возрасте говорит только запись в паспорте. Знаменитый конструктор, основоположник целого направления, изобретатель, писатель, спортсмен и путешественник Герман Павлович Дерунов, как и в юности, все такой же деятельный и трудолюбивый. 19 мая заместитель генерального директора по перспективному развитию ОАО «Русская механика» отметил свое 70-летие.

Сегодня с именем Германа Дерунова мы тесно связываем создание в нашей стране снегоходной техники. Однако даже на рыбинский авиамоторный завод Герман Павлович попал вопреки своей воле. Еще будучи дошкольником, он всерьез и надолго полюбил кораблестроение. Так душу мальчишки тронул игрушечный деревянный катер, подаренный соседом своему сыну. Потом в жизни Германа Дерунова были многочисленные технические кружки. Самые любимые - судомодельный и «Умелые руки». 

Мальчишку так интересовало устройство всевозможных механизмов, что родственники вынуждены были присматривать за ним, как бы не разобрал чего лишнего. Вскоре Герман стал демонстрировать навыки незаурядного конструктора и изобретателя. После школы Дерунов-младший всерьез настроился поступать в Ленинградский кораблестроительный институт. Но здесь в его планы вмешался отец, назначенный в том же 1960 году директором Рыбинского моторного завода. Павел Федорович провел с сыном серьезную «разъяснительную работу». После чего Герман подал документы в Рыбинский авиационный институт, а спустя год перевелся в Уфу на специальность «авиадвигатели». «После окончания института я вернулся в Рыбинск», - вспоминает Герман Павлович. «По тем временам отец и сын работать вместе не имели права. И мне пришлось оформиться в ОКБ на испытательную станцию. Там я отработал инженером несколько лет. Вскоре ОКБ объединили с заводом. Правила работы родственников смягчились, и меня перевели мастером в 44-ый цех на полировку лопаток.»

Заканчивались 60-е годы, начинались 70-е. В Рыбинске в это время активно развивались воднолыжный и парусный спорт. Молодой Дерунов с успехом увлекался и тем и другим. А вскоре в его жизни появилась и новая забота… «Почему на заводе возникла снегоходная тема, однозначно не скажешь», - вспоминает Герман Дерунов. «Во-первых, во всем мире она тогда вдруг стала очень популярной. Снегоходами тогда начало заниматься более 500 производителей по всему миру. За короткое время было выпущено около двух миллионов таких машин. Публикации на эту тему часто повторялись в различных журналах. Несколько раз о такой перспективной теме, как снегоходы, тогда с отцом говорил и я.» 

Возможно, возымели какое-то действие эти разговоры. По другой версии, всему виной журнал «Америка», в одном из номеров которого была опубликована реклама снегоходов. Так или иначе, руководством авиамоторного завода была дана команда начать работу над отечественным вариантом зимней техники. Созданный отечественный образец западные аналоги напоминал лишь внешне. Все внутреннее устройство пришлось создавать заново самим. За два года работы отечественный снегоход был доведен до ума. В 1973-ом году техника была запущена в производство и стала быстро набирать популярность. Все спрашивали, где можно купить, сколько стоит? При этом не обходилось без анекдотичных ситуаций. «Как-то раздается телефонный звонок, - вспоминает Герман Дерунов, - слышу голос представителя Крайнего Севера». Говорит: «Я в Рыбинске, мне надо с вами увидеться! Договорились встретиться в обеденный перерыв у заводоуправления. Выхожу – стоит чукча. Говорит, вот золото, - протягивает кожаный мешочек, – давай за него мне снегоход! Пришлось направить этого непосредственного покупателя в отдел сбыта.»

Выпускаемые в Рыбинске первые отечественные снегоходы быстро завоевывали умы и сердца соотечественников. И одним из важнейших этапов развития снегоходной техники стали дальние испытательные пробеги «Буранов». Первый из них состоялся в 1974 году, во время которых «Бураны» без сучка без задоринки своим ходом дошли до Воркуты. «Поначалу в Воркуту поход устраивать не собирались», - вспоминает Дерунов. «Известные путешественники Шпаро и Шапиро в свое время приезжали к нам на завод. У обоих была идея идти на снегоходах на Северный полюс. Но Заполярье - пограничная зона, нужны разрешения и авиационная поддержка. Пока разговоры шли, Вадим Шапиро предложил для тренировки рвануть на Северную Землю. Однако и она вскоре также отпала. Осталась Воркута. Был 1974 год. Опыта экстремальных путешествий у нас тогда еще не было. Поговорили с Шапиро. Решили, что половина будет заводчан, половина – его спортсменов. С собой пришлось взять немало груза.»

Для его транспортировки были разработаны алюминиевые нарты. По триста с лишним килограммов каждый снегоход тащил за собой. Примечательно, что в том первом дальнем походе всю дорогу «Буран» под управлением Дерунова шел первым. И Герман Павлович с честью выполнил роль ведущего. Поход занял почти месяц и прошел без серьезных ЧП. Потом рыбинские снегоходы принимали участие в очень многих пробегах. Ходили по Кольскому полуострову, на Эльбрус и Памир. И везде «Бураны» показали себя очень хорошо. Технику все время улучшали, и новые наработки сразу же внедрялись в серийное производство. Параллельно при участии Дерунова был создан опытный образец еще одного снегохода. Эта разработка получила название «Поиск» и вобрала в себя многие новые технические решения. Однако эта машина была предназначена для того, чтобы занять другую нишу – нишу спортивной снегоходной техники. Позже многие идеи, использовавшиеся при ее создании, нашли свое воплощение в рыбинской снегоходной технике нового поколения, которую сейчас производит единственное в стране предприятие – ОАО «Русская механика». 

Свою любовь к снегоходам Герман Дерунов сохранил до сих пор. В свое время по этой тематике он защитил кандидатскую степень. Сейчас он продолжает совершенствовать технику «Русской механики», активно сотрудничает с многими зарубежными учеными. Герман Павлович автор не одного десятка изобретений. За свой самоотверженный многолетний труд он удостоен многих наград. Дерунов - «Отличник качества» Министерства машиностроения СССР. Он награжден медалью ВДНХ и знаком «За заслуги перед городом Рыбинском». Есть также среди его наград и медаль «За труд во благо земли Ярославской». 

Справедливо будет сказать, что награды эти Дерунову во многом удалось заслужить благодаря поддержке супруги. Многие годы жена Наталья Викторовна обеспечивает талантливому изобретателю надежный тыл. 6 июля нынешнего года Герман Павлович и Наталья Викторовна отпразднуют свою Золотую свадьбу. Даже на заслуженном отдыхе Герман Павлович продолжает дело своей жизни, исследует, творит и ставит новые задачи. Как признается генеральный директор ОАО «Русская механика» Валерий Караваев, на предприятии есть две легенды: Герман Павлович - человек-эпоха, и «Буран» - снегоход-эпоха. 

«Лично я очень рад знакомству с таким выдающимся человеком, каким является Герман Павлович, и благодарен тому, что такой первоклассный специалист уделяет огромное внимание компании, активно участвует в ее развитии и делится поистине бесценным опытом с коллегами. Я от всего коллектива и себя лично поздравляю Германа Павловича с юбилеем и желаю ему еще долгие годы быть у руля! Здоровья, творческих успехов и новых вершин, которые он, без сомнения, покорит!», - поздравляет юбиляра Валерий Караваев. 

 

 

источник: журнал МОТО

Картина дня

наверх