На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

МотоКлуб ЛЕМУРЫ

2 636 подписчиков

История о развитии Ижевских дорожных мотоциклов с объёмом двигателя 500см3.

Что же это мы всё время об иномарках да иномарках, можно и про наших «старичков» побеседовать.Советую прочитать эту интересную, но весьма печальную историю про наше отечественное мотостроение Листал книгу про Ижевские мотоциклы и прочитал о том, как пытались внедрить в серийное производство мотоциклы с объёмом двигателя 500см3. Довольно интересные разработки предлагали конструкторы! Не прочитав эту книгу, и не подумал бы, что такое и на самом деле было и могло серийно производиться.Конечно, авторы книги даже потравили душеньку такими аппаратами, но не получилось их поставить на производство. Да и не в этом дело, получилось не получилось. Главное — могли такое сделать!


Началом работ по созданию дорожных мотоциклов с боковым прицепом и объёмом двигателя 500см3 являлся 1961 год.
Создание конструкции дорожного мотоцикла с двигателем 500см3 началось в 1961 году, когда было утверждено задание на создание мотоцикла ИЖ 555.

Планировали создать мотоцикл с боковым прицепом, чтобы полностью удовлетворить спрос населения.
Полукапотированная экипажная часть была разработана в нескольких вариантах исполнения. Конструктивно экипажная часть выполнена по классической схеме с дуплексной трубчатой рамой, телескопической подвеской переднего колеса и рычажной подвеской заднего колеса с пружинно-гидравлическими амортизаторами. 6-волтьовое электрооборудование, унифицированное с мотоциклом Юпитер.
Для комплектации мотоцикла, создавались следующие виды 2-такнтых 2-цилиндровых двигателей:

ИЖ 555 — двигатель с наклонно-горизонтальным разъёмом по оси коленчатого вала и специальным картером КПП с крышкой.
ИЖ 555А — двигатель с продольным разъёмом картера по осям цилиндров.
ИЖ 554 — двигатель с дисковыми золотниками на впуске. Соединение коленвалов торцевыми зубчатыми шлицами.
ИЖ 556 — двигатель с золотниками на впуске и шестеренчатой моторной передачей.
В итоге получился вот такой интересный мотоцикл.



В 1965 году успешно проведены приёмочные испытания мотоцикла с рекомендацией на серийное производство с двигателем 555А. К сожалению, руководство не приняло мотоцикл ИЖ 555 к внедрению из-за отсутствия производственных площадей и невозможности снижения выпуска мотоциклов ИЖ-Планета и ИЖ-Юпитер. Конструкторскому отделу было предложено разработать новую конструкцию мотоцикла класса 500см3 с ориентацией на 70-е года.
Вот так первая попытка завершилась неудачей.
в 1967 году началась разработка нового мотоцикла этого-же класса.
Работы велись не только собственными силами, но и с участием других организаций, в частности, со Всесоюзным НИИ Технической эстетики. Были проведены большие экспериментальные, исследовательские работы по поиску более совершенных внешних форм, рациональной конструкции узлов и агрегатов. В результате испытаний из большинства опытных образцов выбрали ИЖ-Д14, который был рекомендован для серийного производства. Перед конструкторами поставили задачу с минимальными затратами создать новый мотоцикл, поэтому многие узлы заимствованы у мотоцикла ИЖ-Юпитер 2, который на то время уже серийно выпускался.
На мотоцикл устанавливался двухцилиндровый 2-тактный двигатель рабочим объёмом 500см3 и мощностью более 25 л.с.
По своим качествам он превосходил тогдашний Юпитер-2 и не уступал зарубежным образцам такого же класса и назначения.
Основные параметры мотоцикла:
Сухая масса: 260кг;
Двигатель: 2-такнтый,2-цилиндровый, карбюраторный;
Мощность: 32л.с;
Максимальная скорость: 100км/ч;
Грузоподъёмность: 253 кг.
Так же мотоцикл был оборудован указателями поворотов, зеркалом заднего вида.
Вот такй получился красавчик.

Опытно-конструкторские работы были проведены в полном объёме с изготовлением опытных образцов и проведений испытаний. В процессе испытаний были выявлены конструкторские недостатки и комиссия рекомендовала мотоцикл к внедрению, но…
В то время так же началась разработка легендарного мотоцикла Иж-Планета спорт, так же на конвеер готовились встать Планета и Юпитер — 3. Такая же судьба настигла мотоцикл как и ИЖ 555.
Впоследствии, экипажная часть Д-14 была заимствована мотоциклам Планета и Юпитер 3.
А вот конструкторы уже любуются новым ПС-ом, а 500-кубовый ИЖ снова остался в стороне.

На этом было принято решение закончит работы по мотоциклу ИЖ-Д14. В качестве разработки нового мотоцикла класса 500см3 эстафету принял ИЖ-Д15.

Разработка мотоцикла началась в 1969 году совместно с ВНИИТЭ с дизайн-проекта. По двигателю велись разработки компоновочных схем размерностью 68х68 и 75х65 мм, 5-ступенчатой КПП с 2 или 3-вальной компоновкой. По электрооборудованию было решено перейти на 12В. В то время бурно разрабатывался мотоцикл Иж-Планета Спорт и все наработки по этому мотоциклу положительно отразились на конструкции Д-15.
Двигатель мотоцикла оснащался уже 2 карбюраторами. Так же на этом двигателе применялась раздельная смазка, как раз наработка по первым двигателям ИЖ-ПС.

Внешний вид просто радовал глаз!



А на этом фото маршал СССР осматривает новый мотоцикл.

А компановка двигателя просто радует! Никаких крышек КШМ, даже разбирать куда удобней! Ну просто отличнейшая разработка!

Так же был создан двигатель под жидкостное охлаждение. Да, вы не поверите!

А в журналах уже был образец с передним дисковым тормозом. Даже эмоций не хватит… просто смотрите.

Если сложить всё в единое целое: объём 500 кубиков, дисковый тормоз, раздельная смазка, жидкостное охлаждение. Да такой мотоцикл должен быть просто бомбой того времени! Такая шикарная разработка! Но не тут-то было.
Межведомственные приёмочные испытания в 1973 году выявила недостаточную долговечность дуплексной рамы. Комиссия рекомендовала мотоцикл к внедрению с доработкой конструкции. Знакомые слова, так же как и мотоцикла Д-14. Однако, производственные площади были ориентированы на выпуск совсем другого изделия.
На этом судьба мотоцикла Д-15 такая же, как и у предшественников. Такой мотоцикл мог бы был быть!
Но наработки по этим мотоциклам не пропали! На их базе было разработано новое семейство ИЖей — Планета и Юпитер 4. Так же черты Д-15 можно увидеть на прототипах 4-х моделей.


Так и закончилась судьба мотоциклов серии «Д», и начался другой этап.
В 1974 году произошла реорганизация отдела главного конструктора мотоциклов с объединением авто и мото отделов.
Новые специалисты посчитали, что технический уровень мотоцикла ИЖ-Д15 недостаточно высок и началась разработка гаммы мотоциклов класса 500см3 — ИЖ 7.101, 7.102, 7.103, 7.104.
Опытно-конструкторские работы по этим мотоциклам проводились в 1975-1979 годах. Были созданы мотоциклы со следующими параметрами:
Двигатель — 2 тактный,2 цилиндровый, с рабочим объёмом 492 см;
Максимальная мощность — 36 л.с;
Система питания — 2 карбюратора с бумажным фильтром;
Система охлаждения — воздушная, а для мотоциклов ИЖ 7.103 и 7.104 — жидкостная;
Система пуска — электростартер, кикстартер;
КПП — 5-ступенчатая, 3-вальная;
Передние тормоза — барабанные или дисковые с гидроприводом;
Система зажигания — электронная.
ИЖМАШ уже был готов наконец-то внедрить эти мотоциклы на производство. Межведомственные испытания, проведённые в 1979 году показали высокие параметры опытных образцов и всё было готово для постановки на конвеер. Но…
Министерство автомобильной промышленности на то время определяло политику мотостроения в СССР и утвердило решение с ограничением периода выпуска мотоциклов класса 500см3 с 2-тактными двигателями до 1990 года с переходом на 4-тактные.
Так и канули в вечность мотоциклы ИЖ 7.101 — 7.104. А ведь уже почти… почти встали на конвеер!
В том же 1979 году министерство обороны предложило ИЖМАШу начать разработку 4-тактного двигателя совместно с фирмой «ЯВА».
Именно на этом моменте история создания мотоциклов класса 500см3 с 2-тактным двигателем.
В период 1980-1985 гг были созданы мотоциклы ИЖ 7.105 — без бокового прицепа и ИЖ 7.106 с боковым прицепом.



Данные мотоциклы имели трубчатую двойную раму. Колёса — спицованные и цельнолитные. Передний тормоз — дисковый с гидроприводом, задний — барабанный с механическим приводом.
Так же в литературе упомянается, что на колёса бокового прицепа имели дисковый тормоз с гидроприводом.
Двигатель: 4-х тактный 2-х цилиндровый.
Диаметр цилиндра — 68мм, ход поршня — 67мм, рабочий объём — 496 см3.
Максимальная мощность — 36 л.с. при частоте вращения коленчатого вала 7000 об/мин.
Максимальный крутящий момент 39.2 Н.м.
Система пуска: электростартер, кикстартер.
Коробка передач: 5-ступенчатая.
Моторная передача: шестеренчатая с демпфером.
Генератор переменного тока мощностью 180 Вт.
Система зажигания: батарейная с регулятором опережения зажигания.
Так же большой вклад в разработку двигателя внесли инженеры ПО «ИЖМАШ» А.Лебедев и А.Резник.
Однако, мотоциклы не были приняты мотоциклетным производством ИЖМАШа к внедрению. Причина — высокая конструктивная точность картерных узлов и головок цилиндра 4-х тактного двигателя, отсутствие необходимого механического и литейного оборудования на заводе. Очередная неудача!
Начался финальный этап по созданию мотоциклов этого класса.
По поискам оборудования и новых идей велись переговоры с ведущими мировыми мотопроизводителями. Снова плоды принесли переговоры с японцами и фирмой YAMAHA.
В результате переговоров было принято решение о приобретении лицензии на изготовление двигателей XT-550, телескопической вилки переднего тормоза, переднего дискового тормоза, литых колёс. Наряду с этим приобреталось литейное оборудование, станки-автоматы с ЧПУ. Итак, вся документация подготовлена и переработана под шифр
ИЖ 7.109.
С использованием новых узлов был разработан мотоцикл ИЖ 7.109 Орион как базовый вариант модели различного назначения.

К сожалению этот мотоцикл не был принят руководством ИЖМАШа. Основная причина — конструктивная сложность и отсутствие комлектующих в отечественном изготовлении ( зубчатая приводная цепь, маслосъемное поршневое кольцо, подшипники с герметичным уплотнением).
Но купленные по лицензии узлы не пропали даром, а пошли на мотоциклы ИЖ-Планета 5. Тогда и началась на Планетах 5 эпоха «Орионовской» вилки, литья, дискового тормоза.
Одновременно с разработкой мотоцикла ИЖ 7.109 создавался 2-тактный двигатель с унификацией по трансмиссии с двигателем 7.109.
С таким двигателем и был создан мотоцикл ИЖ 7.110. «Спринт» как «одиночка» так и с боковым прицепом.



Двигатель ИЖ 7.110 был разработан конструкторами Р.Гиззатуллиным и Б.Бурделовым в период 1987-1992г.
Основные технические характеристики:
Двигатель: 2-тактный,1-цилиндровый с уравновешивающим механизмом;
Рабочий объём: 386 см3.
Максимальная мощность: 28 л.с. при 5600 об/мин коленчатого вала;
Система смазки: раздельная с автоматическим регулированием по нагрузке и оборотам коленчатого вала;
Максимамальная скорость: 135 км/ч;
Масса: 175 кг;
Расход топлива при скорости 60 км/ч: 5,5л на 100км;
Охлаждение: жидкостное принудительное или воздушное.
Механизм пуска: электростартер либо кикстартер;
Коробка передач: 5-ступенчатая.
Немного интересных фото моделей этого семейства:
Красивые и необычные аппараты.


ИЖ Марафон


Оставшиеся моторы, раскиданные по нашей многострадальной стране.








Мотоцикл прошёл заводские испытания в комплекте с мотоциклом ИЖ 7.109, но в серию так и не попал.
На этой опытно-конструкторской разработке, к сожалению, окончательно закончилась попытка внедрения в серию дорожные мотоциклы класса 500см3.
А ведь про последние модели даже писали в журналах и обещали скорое серийное производство. Паманили всех новенькими ИЖами, а на конвеер так и не поставили. А так все ждали их появления… но не дождались. Вот так в 1990 году, спустя 30 лет огромной работы в этом направлении все пропало. Радует одно, что наработки использовались и в обычных серийных моделях, но самое главное так и не удалось воплотить в реальность. Ещё несомненно радует, что могли! Но возможности и время нещадно вносят свои коррективы.
Огромное спасибо, если вы дочитали эту историю! Буду рад, если вам это было интересно.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх