На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

МотоКлуб ЛЕМУРЫ

2 634 подписчика

Опыт обучения зимой: мото-подснежник (часть 1)

Вдохновившись рассказом Данилы Невского о его обучении на категорию, решил поделиться своей. Но не просто историей, а с легким разбором своих ошибок, а так же описанием особенностей прохождения обучения в одной из школ столицы. Дабы не сочли пост рекламным, название школы упомяну в самом конце своего традиционного длиннопоста.


Мопед на нейтраль, руки в стороны. Ну что, готовы? — Поехали!

Вопрос выбора школы я вентилировал еще осенью 2014 года. В сентябре с финансами было уныло, и мотивировать себя на обучение я не мог никак. Мопеда нет, учиться нет желания. В октябре я обзвонил несколько контор, параллельно уточняя вопрос покупки прав. В это время жена прознала мои планы обзавестись железным другом и полномасштабно выносила мне мозг))) Единственным ее условием, при котором она готова была сбавить тон на пару октав в темах о мото, было мое самостоятельное обучение на категорию, без всяких покупок. Стекла и посуда в доме были спасены! Мне даже кажется, что она лелеяла надежду, что трудность получения категории сможет меня остановить в этих планах. Как же она была наивна. Как я был наивен))


В ноябре сезон закрылся и школы вместе с ним. Точнее, закрылись все школы в радуисе доступности с комфортом, которые проводили практику на открытой площадке. Оставались три школы с площадкой крытой. Одна из них объявила о закрытии набора из-за непоняток с новой методикой обучения. Еще одна на все мои вопросы отвечала утвердительно, что несколько меня настораживало. Да, и лицензия у них есть, и площадка соответствует, и права я получу за две недели. В общем, уши от патоки лжи заворачивались. А я еще и отзывов про них начитался нелестных.

Короче, осталась всего одна школа. Я отзвонился туда и меня уверили, что лицензия у них истекает, но они ее обязательно продлят в длижайшее время. Звоните 20 декабря.

Что было в декабре — все помнят. На работе коллеги с ума посходили. Набирали по два телевизора, по три холодильника. Кто-то тарил новые айфоны пачками. Люди избавлялись от стремительно дешевеющей наличности. А у меня в тот момент лишние деньги были слиты в машину, буквально за пару дней до обвала курса. Что-то недоброе чувствовалось. Хотел купить жене машинку, но после нового года, в каникулы, когда покупатели еще спят и можно сонно побродить, повыбирать, подумать. И только интуиция с начала декабря меня вогнала в бессонницу.


20 декабря я и не думал звонить. Я был на мели по части денег на блажь. И только перед самым новым годом мне привалила сразу пара котлет долгов за те контракты, что я выполнял всю осень, мечтая о, тогда уже точно, вариоре.

В январе конь был выбран, осмотрен и предоплачен. В начале февраля я его оформил с покупкой и перегнал в мотосалон на ТО и хранение.


С этого момента я начал штурмовать ту мотошколу, на которой я остановил свой выбор в прошлом году. Лицензии у них еще не было, но обучаться практике, как меня уверяли по телефону, уже можно было. Я на эти провокации не шел.

В середине месяца голос по телефону радостно сообщил, что лицензия выдана и можно учиться. УРА!
Меня удерживало только одно: жену я отвез в роддом и ждал пополнения в семействе))

У меня родился сын, все остальные вопросы отошли на второй план. Тут уж не до мото, сами понимаете.

Только через неделю я дозвонился до школы, уточнил стоимость и заметил, что она немного подросла. Я полетел по указанному адресу. Мы заключили договор, я все оплатил, получил свой экземпляр договора на оказание образовательных услуг и адрес головной конторы, в которую, к моему неудовольствию, мне придется катать на теорию. Да и оформляться со всеми справками тоже туда.

Школа собой представляла(и представляет сейчас) ангар 1700 квадратов довольно плачевного состояния стен и крыши, но с шикарной, ровной и укатанной резиной поверх идеального асфальта, площадкой. Поначалу и разметка мне не казалась узкой, со стороны то. Хотя про особенности разметки я где-то в сети инфу отковырял, и принял ее за дополнительное достоинство этой площадки. 


Мы назначили начало обучения сразу же после того, как я сдам все документы в головной офис. Это получилось сделать 7 марта. Именно эту дату можно считать начальной в моем обучении.

Итак, что я имел на начало обучения?
1. шило в заднице — один штук
2. опыта ноль совершенно
3. из экипировки только кевларовая куртка-бомберка и кожаные перчатки
4. права категории В с опытом рулежки на мануале

Полчаса я слушал вводный курс о расоложениях основных органов управления, о том, что мне придется орудовать только задним тормозом, что бросать сцепление нельзя, пытаясь ловить его «серую» зону. Кстати, про «серую зону сцепления» — с3с я узнал после на разных форумах. В школе выражались на удивление корректно и профессионально, но такие термины обходили стороной. Говорили, что сцепление срабатывает на разных мотоциклах в разных положениях рычага и нужно найти этот момент срабатывания.

Помимо меня вводный курс проходили две девушки, по их ответам оказалось, что они не имеют водительских прав вообще, и конечно, я чувствовал себя несколько спокойнее, ведь эти нюансы переключения мне были знакомы. «Должно быть полегче» — думал я. Ага, ЩАЗЗ!


Напялив какой-то раздолбанный и воняющий шлем, который проворачивался на моей тыкве, я даже не рискнул лезть в школьные перчатки. Нацепил наколенники и налокотники и пошел к остальным.

Вот и мой черед забирать коня. Я уже в раздевалке предположил по состоянию экипировки, что техника будет в схожих кондициях. И я не ошибся. В последствии я обкатаю большую часть ебров, которые в различной степени ушатанности, составляют большую часть учебного парка этой площадки.


Так как передо мной были две дамы, им достались ебрики поживее. Мне же выдали хромого-косого и на единственный глаз нейтрали — больного. Мопед был прогрет, за что спасибо. Но заводиться с кнопки стартера отказывался. Да и нейтраль приходилось ловить раскачивая его, без индикатора. А учитывая чувство баланса, отсутствующее в тот момент, как класс, чтобы завести постоянно глохнущий мопед, мне приходилось выставлять обе ноги, раскачивая его взад-вперед, искать положение нейтрали вслепую, потом ставить на подножку, слезать, кик-стартером его заводить. И только после садиться, снимать подножку и пытаться трогаться. При этом я закономерно глох…

Такого секеса у меня давно не было. Тут все было не то и все было не так. Мопед больной, шлем вонючий, да и я сам, какого-то, ехать не мог)) Спасал только вихрь мыслей, хаотично крутящийся в голове. «Ведь даже медведей в цирке учат на великах катать!» — думал я. «А плохому танцору вечно яйца мешают».

Не удивительно, что после этого задания, на завтра(8 марта, между прочим), я рванул в мото-магазин за шлемом, а заодно и перчатки купил. 

Моей задачей, как указал инструктор, было научиться трогаться и останавливаться. Пока что, хотя бы с одной ногой — левой. Через два часа он меня завернул домой, так как на площадку прибыла группа обучающихся и стало довольно тесно.


На площадке одновременно катало с десяток ебров, будучи под управлением пилотами разных уровней навыка. Помимо них катали несколько пит-байков в вилли. И еще, с диким визгом тормозов, среди этого бульона, стрелой летала какая-то зеленая кавасака. Кто-то из инструкторов явно. Со стороны на взгляд только пришедшего, под крышей ржавого ангара царил хаос. Два десятка мопедов катали по только им известным траекториям. И теперь я могу сказать, что ЭТО ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!


Да, я честно отваливал горы кирпичей, когда мимо меня кто-то прокатывал, даже не на вилли. Но именно этот хаос должен был меня готовить к выживанию на ДОП. Ведь в сущности, этот ангар был обыденным хаосом наших дорог, только в миниатюре.

Весь первый день меня не покидала мысль, что я что-то сделал не так. «Чего, какого геморроя тебе не хватало в жизни?» — спрашивал я себя. «Зачем тебе все это, ведь у тебя ничего не получается». Сложно было настроиться позитивнее, когда из 18 часов практики, что я оплатил, 2,5 часа я уже откатал, а еще два часа отведены на экзамен.
У меня осталось три четверти практики, а я еще ноги на подножки ставить не умею!

На следующий выходной мне достался ебрик чуть проворнее, с работающей лампой нейтрали и, о чудо, рабочим стартером. Праздник к нам приходит! Теперь обучение пошло легче и настроение соответствовало. Я меньше глох, но продолжал валиться на бок, недоверяя свой баланс мотоциклу. Ко мне подошел инструктор и похвалил, сегодня у меня получалось лучше и появился лучик надежды, что обучение я все-таки смогу завершить(когда-нибудь) — хаха. Только сегодня мне нужно научиться ставить ноги на подножки. То есть, второй шаг к поиску баланса.

Японский стих-хокку:
Лёг на земь, 
Пресс качать хотел, 
Уснул.



Ого, подумал я, а так даже проще ездить. Это теперь мне понятна на интуитивном уровне, от чего мы с мопедом постоянно валились влево. А тогда мне явилось чудо движения на двух колесах.

К слову, проблем со сцеплением у меня действительно не было. Скорее всего сказался опыт покатушек по бездорожью Исландииполугодовой давности на ушатанном джимнике с мануальной коробкой. Нет, это не значит, что я сразу и легко находил с3с данного мопеда, но через полчаса проб я уже вполне мог не глохнуть часа полтора. И, конечно, более всего я боялся упасть. Потому, моя нога оказывалась на земле при малейшем отклонении нас с байком от вертикали. И это все очень сильно тормозило процесс обучения. Будь у меня хоть немного опыта катания на велосипеде, я, скорее всего, учился бы продуктивнее. Но даже роликовые коньки я надевал последний раз года три назад. Полный провал.

Однако, я откатал хоть как-то эти два часа и уже не было желания продолжать. Я пошел отмечаться. Человек в синем(отдельный персонаж) указал мне, что я не два часа откатал, а 1:45. «Чего тебе писАть?» — спросил он. Я говорию, ну два пиши, раз спрашивешь. Он прогнал мне что-то про ценные минуты, которые не стоит сбрасывать со счетов, что 15 минут — много. Мне, честно, было уже пофигу. Да и зачем это говорить, если сам фиксируешь время. 

Человек-инструктор, с кем я говорил эти полгода по телефону, с кем заключал договор и кто должен был меня учить вождению мотоцикла, объявился только в этот день. Он спросил меня, мою фамилю, способ оплаты и которое занятие я прошел. Я ему все назвал, как в детском саду))


Третий раз я забросил невод отправился на обучение через неделю. Решил учиться по выходным. Работа и семья не могли позволить мне большего. На сей раз я катал уже час, когда ко мне подошел один из инструкторов и объяснил, что пора бы учить зависания. 


Про зависания отдельная история. Это основа основ в процессе обучения данной мотошколы. Поиск грааля — баланса на двух колесах при нулевой скорости. Навык расценивался инструкторами чуть ли не панацея. И действительно, если стоять на двух колесах можешь, тебе доступна любая фигура, равно как ты волен начать или продолжить движение по практически любой траектории. Ноги должны быть на подножках, естественно. Хотя, строгого соблюдения их положения нам не предписывалось. «Ты можешь выставить любую ногу в сторону, если это поможет тебе балансировать» — сказал инструктор, «главное, чтобы это была левая нога, так как правая всегда на тормозе»))


В общем, баланс — наше все. Моя задача в этот день — научиться трогаться и тормозить короткими отрезками без постановки ног на землю. Ооо… Как это сложно! Я практически сразу огреб за неподвижный корпус. Напоминать не нужно, я очень боялся упасть, и соответственно, противодействовать отклонению всей системы хоть на миллиметр боялся. Меня учили играть моментом инерции, переносить центр тяжести при остановке мотоцикла, дабы сохранять равновесие. Один из инструкторов чего-то говорил про наклоны при торможении. Синий человечек мне прогнал целую притчу о кресте. Это касалось работы корпуса в двух перпендикулярных осях, образущих крест: при торможении-разгоне в продольной оси, по направлению движения. При поворотах — поперечно, то есть свешивания. И я отчаянно кивал вперед при каждой остановке. Как ни странно, именно эти наклоны позволили резко улучшить устойчивость, хотя и все инстинкты буксовали и жестоко бунтовали. Я как мантру повторял: сцепление выжал, тормоз нажал, корпус вперед, тормоз отпусти, сцепление медленно отпускай, корпус назад.


Уже через полчаса я вполне мог разгоняться и останавливаться у любого препятствия, пропускать других обучающихся. Наконец-то меня самого начало отпускать и обучение перестало быть пыткой, превознемоганием над собой и своими желаниями. На этом, уставший, я решил остановиться на сегодня. Синий человек отправился со мной, зафиксировать мои успехи. Я откатал полтора часа. «Ты сегодня два часа накатал» — сообщил он мне. Но как же так?! Всего полтора! Почему ты округляешь так жестко? Я же еще минут двадцать не мог дождаться свободной техники, тупо стоял и смотрел. Но синий человек был непреклонен. Сегодня он был явно не в настроении и даже вчерашние свои проповеди о 15 минутах ценного времени не вспомнил. «Да черт с тобой, пиши два!» — сказал я ему и вышел из «офиса». В конце концов, кто ему будет жаловаться? Человек, позволивший себе мотоцикл сразу 1,7л? Не успею — куплю еще час времени, не проблема. Синий человек спросил меня количество освоенных часов и чего-то там навычислял с количеством занятий.

Капитан(К) орет радисту(Р)
К: — радист, приборы?!
Р: — десять!
К: — чего десять то?!
Р: — а чего приборы?



На выходе из ангара меня ждал снова главный инструктор. Опять ФИО, опять оплата, опять сколько занятий. БЛДЖАД, да это бермудский треугольник. Один пишет часы, называя их занятиями, второй спрашивает занятия, просит не путать с часами. Да вы задолбали! У вас же есть ноутбук, вам чего, простую таблицу накатать, чтоб все само считало? Будете время и дату чек-ина и чек-аута ставить, все и так подобьется. Я не шутил. Дело плевое, а постоянные расспросы раздражают. Но главный отказался, нам, говорит, и тетрадки достаточно. А переспросить — не проблема, такая работа. Такой день сурка.

Очередной выходной. За спиной почти половина всего времени практики. Я еще не умею ничего. Ни единой фигуры, ни единого упражнения. Сегодня, почему-то на площадке глухо, сквозь огромные окна с закрашенными или заколоченными дырявой фанерой рамами пробивается яркое весеннее солнце. Сегодня я буду осваивать маневрирование. Это новый этап в обучении. Ближайшие несколько выходных я буду накручивать по площадке без остановки и объезжать конусы.


К слову, змейка с расстоянием между конусами в 2 метра мне далась относительно легко. Те самые зависания дают преимущество, когда не умеешь маневрировать, управляя мотоциклом корпусом в наклонах и на очень узкой разметке, едешь так, будто колеса у тебя квадратные. Вырулил, остановился, балансируешь, руль в сторону поворота, толкаешь мопед, плавно отпуская сцепление и подгазовывая, иначе мот заглохнет, а ты вместе сним станешь прилично ближе к земле. А вот восьмерка как-то не давалась. Если против часовой стрелки получалось, то по ней — валился. А все потому, что слишком сильно жал на тормоз и часть усилия передавалась на подножку, что вкупе с ТТХ ебрика, немного наклоняло его, а мне в то время малейшее смещение баланса казалось опасным. 


Но ничего, через час я катал первую-вольную восьмерку. Вторая обещала быть более узкой. И так как на ней проводятся экзамены, конусы на ней расставлены плотно.

Через пару выходных я уже получал удовольствие от покатушек. Я научился наклонять мотоцикл на повороте, даже легко буксовал при этом, давая заднему колесу немного выскакивать вбок, увеличивая градус остроты поворота. Я заходил на различные этапы раметки в произвольном порядке. Грубо говоря, любая часть разметки являлась обязательной в моей произвольной программе. Если на пути была змейка — я обкатывал конусы по ней, если восьмерка — крутил ее, если коробка-коридор минимальной скорости — балансировал там, считая минимум 6-7 секунд.

Восьмерку я начал накручивать тоже произвольно. 


Иногда делая зеркальные тройки. И все с наклоном, на скорости. Особенно, когда вся разметка доставалась мне одному. Ведь были и моменты, когда вдвоем делили разметку с каким-то еще райдером. Выбирать не приходилось, но было достаточно весело катать, держа все время на контроле, чтоб не въехать и чтоб в тебя не въехали. Пару раз даже втроем крутили восьмерку, но более вольную. А вот экзаменационную-строгую не более двух, уж очень она узкая для ламеров)) 

Как видите, тут уже проглядываются некоторые элементы джимханы. В обучающем видеоролике, а точнее даже полноценном фильме, что привел в своем посте Данил, не указывается потребность в зависаниях. Оно и понятно, джимхана преследует другие практические цели — маневрирование на скорости. Тут же скорость развить просто не получится, вся разметка заужена ровно на столько, на сколько это предусмотрено скоростной программой школы. К слову, передние тормоза они сняли на большей части техники именно по этой причине. Когда на экзамены приходит большое количество людей, кто видит эту площадку впервые, по привычке человек без практики начинает пережимать передний тормоз и это при его привычной скорости. Тем более, что габариты ангара вполне позволяют гонять. А как следствие — эффектный кувырок через переднее колесо.


В следующую субботу я вылез на сдачу внутреннего. Что, судя по лицу главного, было затеей отвязной. Моя попытка закончилась у стартовой линии первого задания. Я тупо заглох. 
«Рано тебе еще» — сказал главный инструктор, «ты же еще и половины занятий не откатал». Сказано — сделано! 
Так как выбор в каждую субботу сводится к простой паре: либо ты катаешь, либо ты проходишь экзамен, моя суббота потеряна. Главный инструктор записал мне вместо 14 часов занятий 8 и отправил домой. Обнулился))

Буратине дали три яблока. Два он съел. 
Сколько яблок осталось у Буратины? Думаете одно? 
Ничего подобного. Никто же не знает сколько у него уже было яблок до этого.
Мораль – обнуляйте переменные!



Спасибо тем, кто добрался до этой строчки. Продолжение с финалом истории скоро.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх