Зачем?
Скажу сразу: у меня нет ответа на этот вопрос. У меня нет автомобиля и прав категории «B», я не люблю ездить в общественном транспорте, мерзнуть на остановках и показывать сумки при каждом спуске в метро. А еще я это могу и это мне нравится.
Вероятно вам будет страшно, мокро и грязно, особенно в первые дни. Возможно, что коллеги и друзья будут крутить пальцем у виска и советовать купить машину. Друзья-мотоциклисты будут сочувственно смотреть и предлагать подвезти до метро. Но это все полная херня, главное — вы ездите и для вас больше нет «несезона».
Так что если вы найдете себе достаточно причин для езды зимой — добро пожаловать под кат.
Мифы и легенды
- Ездить зимой на мотоцикле опасно
Я бы сказал, что это безопаснее чем летом, хотя и выглядит страшнее. Зимой основная опасность на дорогах — это соскальзывание колес, с которым можно достаточно успешно бороться, дозируя газ и используя правильную резину. Летом же скорость убивает всю безопасность на корню. - Ездить зимой очень холодно
Хорошее термобелье либо снегоходная экипировка — и зимой ездить становится очень жарко. - Водители тебя не видят и пытаются убить
И да и нет. Автомобилисты действительно не ждут мотоцикл зимой, но и летом они не сильно его ждут. Зато меньшие скорости и большая дистанция дает гораздо больше времени на реакцию. Кстати, когда они все-таки замечают мотоцикл — двигаются вообще без вопросов. - Соль сожрет и мотоцикл и экипировку
Не миф, сожрет. Особенно страдает визор — его убивает буквально за месяц. Но есть способы минимизировать ущерб. - Зимой междурядья нет
Зимой междурядье есть, и местами шире чем летом.
Подготовка мотоцикла
Сейчас я езжу на DRZ-400SM 2005, подготовка к зимней езде была минимальной:
- Закрыл 3x3 mod — зимой смесь должна быть богаче
- Поднял холостые до 2000
- Поставил на руль муфты-рукогрейки
- Закрыл радиаторы фанеркой ( после -5 )
Все! На инжекторном мотоцикле с подогревом дросселя даже этого можно не делать.
Резина
До 19 ноября я ездил на обычной летней резине, но ночные заморозки сделали передвижение малокомфортным. Сложно выезжать из двора, когда колеса крутятся, но не едут :)
Посмотрев доступные размеры, заказал Heidenau K66, 110/70R17 & 150/60R17, на которой сейчас и езжу. Впечатления в целом положительные, хотя в гололед стоит быть аккуратнее. Впрочем, это не мешает въезжать и выезжать с рабочей стоянки, которая покрыта льдом и снегом почти постоянно. Если вы никогда не ездили на шашке — имейте ввиду, что мотоцикл после определенного угла будет падать в поворот сам ( т.н. «оверстиринг» ) и его нужно будет ловить контррулением.
Экипировка
Экипировка водителя — основной залог безопасной езды зимой!
И дело даже не в защите от падений как таковой, а в удобстве и комфорте. Простой пример: зимой очень сильно мерзнут все железные части мотоцикла, включая рычаги сцепления и тормоза. Плохие перчатки в -10? Через 5 минут вы не сможете выжать ни то ни другое, мышцы просто откажут. Но самая важная часть — это шлем и визор — от него зависит, будем ли мы видеть, куда мы едем или нет.
Голова
Я перепробовал множество вариантов: визоры с пин-локом и без, средства от запотевания, дефлекторы дыхания итд итп, и остановился в итоге на классической конфигурации из мотокросса: кроссовый шлем + кроссовая маска с двойным стеклом и отрывной пленкой.
Даже при наличии пинлока или подогрева, классический визор умирает буквально за месяц — соль и реагенты царапают стекло так сильно, что засвет и блики не позволяют что-либо видеть при ярком солнце или ночью. Пленка на кроссовой маске принимет весь удар на себя, в конце поездки ее можно просто оторвать и выкинуть, поставив новую.
Шею обязательно надо утеплять, я использую для этого коллекцию снегоходных подшлемников, а недавно приобрел полумаску Oxford — очень удобная штука. Шлем — любой, в который маска влезает без лишних зазоров. Вентиляционные отверстия на зиму рекомендую заглушить :)
Туловище
Снизу — непродуваемое термобелье ( гуглим windproof underwear ), сверху — текстильный туристический комбинезон. Скорее всего за зимний сезон он будет необратимо испачкан, поэтому соизмеряйте свои возможности с вашими доходами. Для жадных есть хинт: ездить в дождевике ( но в нем придется сильно потеть ). Обязательно нужны светоотражающие вставки — зимой мотоцикл видно очень плохо, любая иллюминация на пользу. Ткань лучше пропитать чем-нибудь водоотталкивающим — дольше проживет. Никаких особых ухищрений я не использую, но для богатых есть жилеты с подогревом, говорят что очень удобно.
Ноги
Кроссовые мотоботы, альтернатив нет. Любая другая обувь будет промокать и портится. Можно взять какие-нибудь дешевые fly на убой, я езжу в старых Gaerne. Тоже рекомендую пропитать, тогда ноги дольше будут сухими. Хорошо работают специальные носки, например для сноуборда, лыж или роликов.
Итого
Ездили, ездим и будем ездить! Встретимся 31го под елкой :)
В конце зимнего сезона напишу пост о том, что отвалилось и сломалось за время эксплуатации.
И удачи всем, кто решит повторить :)
Благодарности
Лехе Доноху
за то, что показал что езда зимой возможна.
Коммунне мотору
за помощь и советы.
Любимым френдам
за лайканье моих фоточек в инстаграме.
Компаниям Shoei, RevIt и Gaerne
за офигенную экипировку.
Коллегам по дорогам
за то, что вас так приятно встречать на трассе в январе :)