Вопросы безопасности применительно к езде на мототехнике можно и нужно обсуждать. Аспектов тут бесконечное множество. Сегодня мы всей редакцией поговорим о шлемах. Точнее, об их эксплуатации, связанных с этим советах, лайфхаках и проблемах.
Разговоры о бережном сохранении шлема в уверенно работоспособном состоянии слышны нечасто. За небольшим исключением каждый сам набивает шишки – царапает визор в самый неподходящий момент, забывает просушить подкладку после длительной езды в дождь, по неосторожности выламывает важный крепёж и так далее... Неблагоприятных исходов, от которых зависит удовольствие от поездки, безопасность или даже жизнь, хватает.
Михаил Пимус
тест-редактор «Мотоэксперт», рост – 190 см, водительский стаж – 16 лет,
ездит на Suzuki GSX1300R Hayabusa, Honda CRF250, «Восход» 3М
Давеча пытался посчитать, какое количество шлемов за всю мотоциклетную часть биографии побывало у меня на голове. Сбился на 15...
Ещё в дожурнальную эпоху я понял, что шлемов должно быть много. Пара для быстрой подмены под основное направление (почти у всех это асфальт и город) и по одному под каждое дополнительное (трек, кросс, жёсткий оффроуд на квадроциклах и тому подобное). Ездить по грунту в дорожном интеграле так же неуютно, как в кроссовом «козырьке» нестись по асфальту навстречу ветру и мухам. Хотя, в теории и то, и другое вполне возможно.
Основной шлем совсем не должен быть самым верхним в своей линейке. Топовость и космический ценник оставьте мажорам на Смотровой. Главное, чтобы «котелок» был не безымянным, подпадал под всю возможную сертификацию и был удобен лично вам. Визуальная составляющая важна, но безопасность и комфорт на первом месте. Знавал я персонажа, который из лёгкого дальнобоя привёз лютый менингит и дикие головные боли. Не надо было туристить в карбоновом гоночном интеграле с незакрывающейся вентиляцией.
Головной убор я мою достаточно часто и вам советую. Кладбище мух и залежи грязи гораздо проще отмыть день в день, чем спустя месяц счищать их в виде окаменелостей. Чистить подкладку удобнее всего специальной пеной.
Вторая с большим трудом освоенная новинка – солнцезащитный визор. Я долгие годы таскал с собой в рюкзаке второй визор и мучился. Это реально неудобно. Визор занимает много места, он хрупкий, постоянно боишься его сломать. А лишать себя защиты от солнца и бликов не хочется. Затем я поездил в шлеме Shark Speed-R Series 2 Sauer II со встроенным солнцезащитным визором и прикипел к этому ноу-хау всей душой. Вышло солнце – достал визор, не слезая с мотоцикла, ушло – убрал. Красота!
Отсюда выводы: визор беречь во что бы то но стало. Он гарантирует должный обзор, а это безопасность! В идеале брать запасной. А лучше сразу покупать два-три. Россия не Европа, вдалеке от дома вы вряд ли найдёте мотомагазин, доверху заваленный визорами именно для вашего шлема. Во избежание неприятностей шлем не стоит надевать на руку, класть на мотоцикл (особенно с заведённым двигателем), класть без чехла в кофр или цеплять на мотоцикл и так далее... Класть внутрь шлема перчатки тоже идея на грани, вонь потом жуткая!
За годы путешествий на мотоцикле у нас в семье Пимусов сам собой образовался любопытный лайфхак. Жена по объективным причинам любит ездить в моём старом шлеме Premier размера L, хотя её обычный размер M. Данный шлем обладает очень плотной и объёмной подкладкой. L сидит как M, но на меня он при этом тоже без дискомфорта налезает. Получается, в дальнобое я подстрахован наличием второго исправного шлема. Если у моего появляются критические царапины на визоре, меняемся и продолжаем движение. Комфорт водителя, как-никак, градообразующий фактор в сложной поездке!
Денис DEAN Панфёров
тест-редактор «Мотоэксперт», рост – 176 см, водительский стаж – 26 лет, ездит на Husqvarna Nuda 900
Важным моментом в эксплуатации шлема является место его хранения дома. С горизонтальных поверхностей шлемы падают, иногда фатально. Лично видел, как шлем при падении с холодильника на пол раскололся на две примерно одинаковые половинки. Так что только крючок на стену на высоте 1,8–1,9 м от пола, чтобы, проходя, головой не биться. Если шлемов несколько, то и крючков несколько рядом, чтобы выбирать, в чём поехать, было проще.
Николай Богомолов
тест-редактор «Мотоэксперт», рост – 185 см, водительский стаж – 18 лет,
ездит на Harley-Davidson Sportster и BMW R 1200 GS
Наверное, у каждого мужчины периодически появляются одинокие носки, почему-то оставшиеся без пары. Им есть отличное применение: хранение и транспортировка визоров. В носок прекрасно помещаются стёкла для интегралов и кроссовые очки. Особенно это актуально для визоров с цветным напылением, которые теряют вид даже от небольшой царапины. Только носок желательно брать потолще и помягче, он хорошо подходит не только для защиты, но и для очистки. Поскольку мне часто приходится возить шлемы в командировки, пришлось придумывать способы транспортировки. Самый удобный – в рюкзаке BMW Function, у которого есть специальное отделение под шлем. Альтернативный вариант – сумка для шлема через плечо. На самый крайний случай – мешок на верёвке, который продаётся вместе со шлемом. Если носить в мешке неудобно, то дополнительно упаковывать, когда кладёшь шлем в чемодан или под сетку – самое оно.
Заключение
Как видно из опыта наших редакторов, уход за шлемом – вещь полезная. В идеале он должен войти в привычку. Особенно бережливо следует относиться к визору. В его кристальной чистоте и прозрачности заключается львиная доля безопасности вождения. Следите за шлемом и будьте аккуратны!