На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

МотоКлуб ЛЕМУРЫ

2 634 подписчика

ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ ШЛЕМА

Вопросы безопасности применительно к езде на мототехнике можно и нужно обсуждать. Аспектов тут бесконечное множество. Сегодня мы всей редакцией поговорим о шлемах. Точнее, об их эксплуатации, связанных с этим советах, лайфхаках и проблемах.

Разговоры о бережном сохранении шлема в уверенно работоспособном состоянии слышны нечасто. За небольшим исключением каждый сам набивает шишки – царапает визор в самый неподходящий момент, забывает просушить подкладку после длительной езды в дождь, по неосторожности выламывает важный крепёж и так далее... Неблагоприятных исходов, от которых зависит удовольствие от поездки, безопасность или даже жизнь, хватает.

Опыт в рассматриваемом вопросе у редакции «Мотоэксперта» накоплен колоссальный. Просто потому, что без шлема ездить запрещено по закону, а ездим мы практически постоянно на всех возможных типах мотоциклов и мотовездеходов. Из монолога каждого в итоге сложится ценная инструкция. Постараемся не повторяться!

Михаил Пимус

Михаил Пимус

тест-редактор «Мотоэксперт», рост – 190 см, водительский стаж – 16 лет,

ездит на Suzuki GSX1300R Hayabusa, Honda CRF250, «Восход» 3М

Давеча пытался посчитать, какое количество шлемов за всю мотоциклетную часть биографии побывало у меня на голове. Сбился на 15...

Ещё в дожурнальную эпоху я понял, что шлемов должно быть много. Пара для быстрой подмены под основное направление (почти у всех это асфальт и город) и по одному под каждое дополнительное (трек, кросс, жёсткий оффроуд на квадроциклах и тому подобное). Ездить по грунту в дорожном интеграле так же неуютно, как в кроссовом «козырьке» нестись по асфальту навстречу ветру и мухам. Хотя, в теории и то, и другое вполне возможно.

Основной шлем совсем не должен быть самым верхним в своей линейке. Топовость и космический ценник оставьте мажорам на Смотровой. Главное, чтобы «котелок» был не безымянным, подпадал под всю возможную сертификацию и был удобен лично вам. Визуальная составляющая важна, но безопасность и комфорт на первом месте. Знавал я персонажа, который из лёгкого дальнобоя привёз лютый менингит и дикие головные боли. Не надо было туристить в карбоновом гоночном интеграле с незакрывающейся вентиляцией.

Головной убор я мою достаточно часто и вам советую. Кладбище мух и залежи грязи гораздо проще отмыть день в день, чем спустя месяц счищать их в виде окаменелостей. Чистить подкладку удобнее всего специальной пеной.

Я слишком консервативен. Любая новинка принимается в штыки. За более чем 15-летний стаж управления мотоциклом мои пристрастия в отношении шлемов серьёзно менялись лишь дважды. Лет семь назад я раз и навсегда отказался от подшлемников. До этого ездил всегда и везде по любой погоде. Все ездили, и я ездил, особо не анализируя. В одно особо жаркое лето я попробовал поездить без подшлемника и проникся. Так гораздо прохладнее. Попробуйте, может, и вам понравится. Отныне вопрос утепления и защиты шеи от грязи я решаю при помощи закольцованных шейных платков-буфов.

Вторая с большим трудом освоенная новинка – солнцезащитный визор. Я долгие годы таскал с собой в рюкзаке второй визор и мучился. Это реально неудобно. Визор занимает много места, он хрупкий, постоянно боишься его сломать. А лишать себя защиты от солнца и бликов не хочется. Затем я поездил в шлеме Shark Speed-R Series 2 Sauer II со встроенным солнцезащитным визором и прикипел к этому ноу-хау всей душой. Вышло солнце – достал визор, не слезая с мотоцикла, ушло – убрал. Красота!

Вопрос царапин и повреждений шлема и визора для меня очень остро стоит. Стараюсь быть крайне аккуратным, но раз в год стабильно в абсолютно нелепых условиях роняю шлем. И очень потом на этот счёт переживаю. Из минусов пара неприятных повреждений на трёх разных визорах, выломанная вентиляционная задвижка и царапины разной степени тяжести на самом шлеме. Однажды в ходе поездки Москва – Екатеринбург я, цепляя на парковке шлем сеткой к мотоциклу, поцарапал визор аккурат в зоне обзора острым краем крючка сетки. Обидно!

Отсюда выводы: визор беречь во что бы то но стало. Он гарантирует должный обзор, а это безопасность! В идеале брать запасной. А лучше сразу покупать два-три. Россия не Европа, вдалеке от дома вы вряд ли найдёте мотомагазин, доверху заваленный визорами именно для вашего шлема. Во избежание неприятностей шлем не стоит надевать на руку, класть на мотоцикл (особенно с заведённым двигателем), класть без чехла в кофр или цеплять на мотоцикл и так далее... Класть внутрь шлема перчатки тоже идея на грани, вонь потом жуткая!

За годы путешествий на мотоцикле у нас в семье Пимусов сам собой образовался любопытный лайфхак. Жена по объективным причинам любит ездить в моём старом шлеме Premier размера L, хотя её обычный размер M. Данный шлем обладает очень плотной и объёмной подкладкой. L сидит как M, но на меня он при этом тоже без дискомфорта налезает. Получается, в дальнобое я подстрахован наличием второго исправного шлема. Если у моего появляются критические царапины на визоре, меняемся и продолжаем движение. Комфорт водителя, как-никак, градообразующий фактор в сложной поездке!


Денис DEAN Панфёров

Денис DEAN Панфёров

тест-редактор «Мотоэксперт», рост – 176 см, водительский стаж – 26 лет, ездит на Husqvarna Nuda 900

Важным моментом в эксплуатации шлема является место его хранения дома. С горизонтальных поверхностей шлемы падают, иногда фатально. Лично видел, как шлем при падении с холодильника на пол раскололся на две примерно одинаковые половинки. Так что только крючок на стену на высоте 1,8–1,9 м от пола, чтобы, проходя, головой не биться. Если шлемов несколько, то и крючков несколько рядом, чтобы выбирать, в чём поехать, было проще.

До открытия волшебства встроенного солнцезащитного визора, выдвигаемого рычажком на шлеме, я возил с собой два стекла – тёмное для дневной езды и прозрачное для ночной. Второе стекло клал внутрь толстого трекингового носка, чтобы не царапалось, и перевозил в сумке на баке. Потом мне стало лень их менять, и я путешествовал в прозрачным визоре, поддевая днём солнцезащитные очки с тонкими дужками – тоже удобная тема, и места занимает в багаже в разы меньше. Но встроенный тёмный визор всё равно удобнее.

Используете вы подшлемник или нет, но со временем шлем внутри начинает пахнуть человеком. Это как раз тот «русский дух», на который жаловались Баба Яга с Кощеем. При выборе шлема обязательно изучите, полностью ли снимается подкладка. Ещё бывают шлемы, у которых некоторые тканевые элементы вклеиваются в капсулу и не могут быть постираны в машинке. Там с запахом бороться будет сложнее и дороже. Стирать внутренности шлема можно в стиральной машинке, но сушить только на воздухе, от сушки в барабане их может непоправимо покоробить.

В принципе, и саму капсулу шлема можно отмыть от грязи, мух и запахов. Откройте все каналы вентиляции, поставьте её макушкой вверх в посудомоечную машину и запустите на программу мойки хрусталя (40°С). Станет чистым и будет приятно пахнуть. Если в шлеме есть гарнитура, то её лучше перед этим деинсталлировать.

Самый дорогой шлем в линейке у производителя будет трековым, то есть не очень приспособленным для гражданской эксплуатации. Не удивляйтесь тому, что он шумный, застёжка неудобная, вентиляция не закрывается… Это спорт, а спортсмены должны быть сильными, выносливыми и неприхотливыми. Для обретения комфорта в дороге стоит изучить всю производимую линейку, померить, понять, как организована вентиляция, изучить комплектацию и обратить внимание на модели с такими полезными фишками как шторка под подбородком, пинлок, подготовка под установку гарнитуры, выдвижной тёмный визор и т. д. Плюс помните, что каждый дополнительный канал вентиляции увеличивает аэродинамическую шумность, и ехать долго с большой скоростью будет просто не комфортно.

Установив гарнитуру для того, чтобы быть на связи, я через несколько лет проникся темой музыки в дороге. Поначалу отвлекало, но теперь привык и вообще не езжу в тишине, даже по городу. В принципе, качественно озвучить можно любой шлем, это лишь вопрос денег. Где-то достаточно просто установить гарнитуру, следуя инструкции, а о вопросах звукоизоляции, нишах под наушники, липучках для крепления, перфорации подкладки и прочих мелочах производитель подумал, а где-то всё это придётся делать самому либо обращаться к специалистам.

Присмотритесь, в каких марках выступают гонщики MotoGP , Moto -2, WSBK , и не ограничивайте выбор марок только «Араем» и «Шоем». Есть много других хороших брендов. Ищите, и обязательно найдёте то, что будет радовать годами.

Николай Богомолов

Николай Богомолов

тест-редактор «Мотоэксперт», рост – 185 см, водительский стаж – 18 лет,

ездит на Harley-Davidson Sportster и BMW R 1200 GS

Наверное, у каждого мужчины периодически появляются одинокие носки, почему-то оставшиеся без пары. Им есть отличное применение: хранение и транспортировка визоров. В носок прекрасно помещаются стёкла для интегралов и кроссовые очки. Особенно это актуально для визоров с цветным напылением, которые теряют вид даже от небольшой царапины. Только носок желательно брать потолще и помягче, он хорошо подходит не только для защиты, но и для очистки. Поскольку мне часто приходится возить шлемы в командировки, пришлось придумывать способы транспортировки. Самый удобный – в рюкзаке BMW Function, у которого есть специальное отделение под шлем. Альтернативный вариант – сумка для шлема через плечо. На самый крайний случай – мешок на верёвке, который продаётся вместе со шлемом. Если носить в мешке неудобно, то дополнительно упаковывать, когда кладёшь шлем в чемодан или под сетку – самое оно.

По мелочи я ухаживаю за шлемом по мере загрязнения. Внутренности отстёгиваю и стираю в машине, скорлупу чищу губкой с моющим средством. Термоядерной химии не применяю, беру, что есть под рукой, либо мыло, либо жидкость для мыться посуды. В конце сезона – глобальная чистка. В придачу к стирке прокладки промываю с моющим средством пенопластовую вкладку, проливаю водой вентиляционные каналы. Внешняя часть начинает играть новыми красками, если после мытья натереть её полиролью для пластика. У Ipone есть спрей Plastic Renovator . Обычно его используют для мотоциклетных обтекателей, но и поверхность шлемов он чуть ли не возвращает к исходному состоянию. К тому же после такой обработки плохо прилипает грязь. Пинлок – прекрасная система для защиты визора от запотевания. Одно плохо – мягкая поверхность, которую легко убить грубой тряпкой. Поэтому мыть пинлоки я стараюсь как можно реже и аккуратнее размоченным детским мылом. Потом промываю проточной водой и промокаю платком из микрофибры.

Заключение

Как видно из опыта наших редакторов, уход за шлемом – вещь полезная. В идеале он должен войти в привычку. Особенно бережливо следует относиться к визору. В его кристальной чистоте и прозрачности заключается львиная доля безопасности вождения. Следите за шлемом и будьте аккуратны!

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх