Джеймс Лэнсдаун Нортон (известный всем как «Па») изготовитель комплектующих и запасных частей для двухколесной техники. Родился в 1869 году в семье столяра-краснодеревщика. С юных лет занимался техникой и в 1898 году основал свою собственную компанию.
В 1902-м году Нортон собрал свой первый мотоцикл, используя бельгийский двигатель «Kleemann», он собирал эти мотоциклы только для своих друзей и приятелей, а не для продажи.
В 1907 году его приятель Рем Фаулер выигрывает в самой первой гонке «Турист Троффи» на острове Мэн, на мотоцикле с двухцилиндровым двигателем «Peugeot», собранным Джеймсом Нортоном.
Проехать 255 км по дорогам на пятисильном мотоцикле без коробки передач — это была задача не из легких. Бессчетное число раз Фулер заделывал пробитые шины, несколько раз останавливался для замены свечей, но все-таки стал победителем этой гонки в классе двухцилиндровых машин. Успех в гонке на острове Мэн, а затем победы на Brooklands и других европейских гонках, помогли поднять репутацию компании «Norton» в роли строителя серьезных дорожно - гоночных мотоциклов.
Между тем осенью в 1907-м году мотоцикл Фулера был выставлен на мотосалоне на стенде фирмы, импортировавшей двигатели «Peugeot». Он вызвал бурный интерес у покупателей, и Нортон решает разработать проект мотоцикла с собственным двигателем. В отличие от гоночных мотоциклов, он имел только один цилиндр, но оба клапана были с механическим приводом, и момент на заднее колесо передавался цепью.
В 1908-м году компания производит первый мотоцикл « Norton» с одноцилиндровым двигателем, названный «Big 4», что означает « Большая четверка» и выставленный на показ в Харродсе.
Это был отличный мотоцикл того времени и он продержался в производстве до 1954 года.
Нортон был отличным инженером, но не бизнесменом, что почти привело к банкротству, но после того как финансовым директором стал его лучший друг Роберт Шелли, компания стала работать успешней, и даже выставила свою заводскую команду в гонке «Турист Троффи» на острове Мэн.
Знаменитый логотип «Norton», разработанный Джеймсом Нортон и его дочерью Этель, появился на обложке журнала в 1914г., а в 1916 году этот логотип был нанесен на бак мотоциклов «Norton».
В начале Первой Мировой войны компания получила большие военные заказы, особенно крупным был контракт на поставку мотоциклов для русской армии.
В апреле 1925 Д. Нортон умирает в возрасте всего 56 лет, но перед этим он разрабатывает новую серию мотоциклов «Model 18» с верхнеклапанным двигателем (OHV) объёмом 500 куб.см., и успевает отпраздновать победу вместе со своей заводской командой, которая выигрывает в гонке «Турист Троффи». После смерти Нортона, его место занял Уолтер Мур.
Конструктор компании Мур решил акцентировать свое внимание на проектирование спортивных мотоциклов, так как дорожные мотоциклы «Norton» на гоночных трассах были не очень хороши. Мур спроектировал мотоцикл с новым двигателем под названием «Norton ТТ», на котором Алек Беннет выиграл гонку «Турист Троффи» в 1927 году. С тех пор началась золотая эра в истории компании «Norton». Всего на гоночных мотоциклах компании «Norton» до второй мировой войны было завоевано 14 побед на трассе острова Мэн в классах 350 см/куб и 500 см/куб.
Компания «Norton» так же продолжает производить и дорожные мотоциклы, которые к середине1930-х годов выпускается более 4000 штук в год. Между первой и второй мировой войной мотоциклы компании «Norton» выиграли гонку на Острове Мэн десять раз, а в период между 1930 и 1937, на них было выиграно 78 из 92 Гран-при. С начала второй мировой войны компания отказывается от участия в гоночных соревнованиях, и в этом момент между 1937 и 1945 годов производит почти 100 000 одноцилиндровых мотоциклов «Norton WD 16H» одноместные и колясочный "WD Big Four" для военных.
По окончанию Второй Мировой войны компания «Norton» вернулась к производству гражданских мотоциклов, продолжая расширять ассортимент. Основным мотоциклом в 1949 году стал «Model 7», позже известный как «Norton Dominator», оборудованный двухцилиндровым двигателем объёмом в 500 кубических сантиметров. Разработка этого байка была возложена на Берта Хопвуда.
Компания так же продолжает побеждать в гонках на остове Мэн каждый год от 1947 до 1954 года включительно.
В 1950 году впервые на гоночных мотоциклах «Norton» появилась подвеска маятникового типа и новая ходовая сразу получила прозвище «Featherbed» («перина»). Эта подвеска давала не только мягкость хода, но и отличную управляемость. За счет этого мотоциклы компании «Norton» могли сражаться с превосходящими их по мощности многоцилиндровыми итальянскими машинами. К Концу 1952 года, Джефф Дьюк на мотоцикле «Norton» стал чемпионом мира в обоих классах 350 и 500, и был награжден Ордером Британской империи.
Гоночные мотоциклы «Norton» были самыми популярными мотоциклами среди гонщиков-любителей вплоть до начала 70-х годов, хотя их серийное производство закончилось еще в 1963 году. На счету гонщиков, выступавших на мотоциклах этой марки, 62 победы в гонках чемпионата мира, причем последний Гран-При был взят в 1969 году, это было через шесть лет после того, как последний гоночный мотоцикл был выпущен компанией.
Продажа мотоциклов оставался неплохой и не только в Великобритании и Европе, но и на американском рынке, который из-за высокого курса доллара был очень выгодным. Постепенно уходили из производственной программы модели начала века, их место занимали новые мотоциклы с двухцилиндровыми двигателями.
В1967 году появилась модель мотоцикла «Commando» с 750-кубовым двухцилиндровым двигателем "isolastically", подвешенным к дуплексной раме на резиновых сайлентблоках для езды, без вибрации.
Его дизайн, инновационная рама и мощный двигатель сделали его привлекательным для покупателей. Мотоциклы «Commando» легко обогнали Triumph и BSA и стали самой мощной и передовой машиной своего времени. Эта модель мотоцикла была представлена в различных стилях, от стандартной, спортивной до туристической. В следующем десятилетии более 500 000 штук было произведено и продано мотоциклов «Commando». Эта модель мотоцикла была названа "Машиной года" в журнале « Cycle News Motor» и продолжала ей оставаться в последующие пять лет.
Конец 60-х и начало 70-х годов были временем кризиса, который мотопромышленность Англии пережить так и не смогла. Лихорадочные объединения и слияния, перетасовка руководства, закрытия заводов — все это не способствовало борьбе за качество.
В 1980 компания пережила несколько воплощений - права на имя были разделены между несколькими компаниями в нескольких странах. Правительство Великобритании предложило помощь при условии, что произойдет слияние с «Norton-Villiers», и в 1973 году была сформирована новая компания «Norton Villiers Triumph» . В 1977 году были собраны последние 1500 мотоциклов модели «Commando». В 1983 году британские полицейские оседлали первые два мотоцикла «Commando Interpol » с роторным двигателем Ванкеля и до 1987 года полиция и армия получили 330 таких мотоциклов.
Это привело к созданию гражданского модели под названием Classic, а с 1988 года роторные «Norton» поступили в широкую продажу. Компания «Norton» в 1989 году решает вернуться в гонки, и в 1990 году пилот Роберт Данлопа занимает третье место в британской гонки супербайков на своем черном мотоцикле « JPS Norton» , победа повторяется в 1994 году райдером Яном Симпсоном на мотоцикле «Duckhams Norton». Последующие мотоциклы «Norton» с двигателем Ванкеля были с водяным охлаждением. Новая модель «Norton Commander» была запущена в 1988 году и оснащалась рамой Spondon-framed « F1», которая выиграла много гонок, включая гонку в 1992 года на острове Мэн.
В конце 1990-х, Кенни Дрир Орегон модернизировал модель «Commando», и в начале 2000-х пошла в серийное производство модель «961 Commando», но в апреле 2006 года приостановил свою деятельность. В 2005 году группа бывших сотрудников компании «Norton» построили последние девять спортивных моделей «Norton F1» из существующих запасов комплектующих.
В октябре 2008 года компания Norton возобновляет производство, благодаря английскому бизнесмену Стюарту Гарнеру, который выкупает права на бренд Nortоn и открывает новый завод и офис для компании неподалеку от парка Донингтон, и начинает производство обновленной модели «961 Commando». Новая модель имеет двигатель рабочим объёмом 961 куб.см. мощностью 80 л.с.
В 2009 году команда «Norton Factory Racing» принимает участие в гонках «Турист Троффи» на острове Мэн, с оборудованным роторным двигателем NRV588, в основу которого положена ранняя версия 1990 года модели «F1». Мотоцикл «Norton NRV588» – это возможно самый интригующий британский мотоцикл за последние годы.
Сын Роберта Данлопа, 20- летний Майкл Данлоп, принимает участие в гонках ТТ на «Norton NRV588» . Эта фантастическая возможность приурочить возвращение Norton к всемирно известным гонкам. Это много значит для меня, потому что я буду ехать по дорогам, по которым ехал мой отец, когда он занял третье место в 1990 году», говорит Майкл. Модель «NRV588», на которой принял Майкл участие - это возрождение старой модели «F1». Она была разработана Брайном Крайтоном и командой Спондон. Этот мотоцикл оборудован новым двухроторным двигателем Ванкеля, объемом 588 куб.см., около 170 л.с. при 11,500 об./мин., с весом всего лишь 130 кг. На мотоцикл установлена передняя и задняя подвеска Ohlins. Чувствительность тормозов очень высокая, а работа двигателя настолько гладкая, что вы даже не чувствуете, что вы переключаете передачи, - говорит Алан Каткар.
Компания «Norton» запускает новую модель мотоциклов «Dominator SS»
Первоначально только 50 штук « Dominator SS» мотоциклов будет запущен в продажи в Великобритании, и только с конца 2015 года ограниченным тиражом будет запущен во всем мире.
Компания «Norton» в январе 2014 года объявляет, что Мик Грант, семикратный чемпион гонок ТТ, присоединился к команде «Norton Factory Racing» и в 2015 году команда планирует выступить в гонках на острове Мэн, пилотом станет Кэм Дональд на мотоцикле «Norton SG3».