Ничто так не способствует превращению обычных офисных клерков в экстремальных путешественников и охотников за острыми ощущениями, как городская монотонная рутина «дом-работа-обязательства» с ежедневно-одинаковой картинкой за стеклом автомобиля. Рано или поздно в жизни каждого такого труженика, доведенного до точки, наступает момент, когда он поднимает вверх ведущую руку и резким движением вниз и наотмашь отказывается так жить дальше; берет тайм-аут на работе, в семье, в прежней жизни и пускается. .. в крутые и затяжные подъемы, глубокие спуски, поднебесные высоты.
![]() |
В общем, туда, где его воображение рисует рай земной, воплощенную мечту об идеальном укладе жизни. Крутизна деяний измученного лица в этот момент зависит от воспитания, степени «выжима» (чем — ответьте сами), фантазии и возможностей... В общем, когда нам совершенно неожиданно, но очень своевременно попала в руки Ямаха Super Tenere 2011 года, мы были рады появившейся возможности попутешествовать любимым видом транспорта. А после того, как эмпирически узнали все возможности мотоцикла, прониклись уважением и благодарностью к нему... но обо всем по порядку.
![]() |
Старт пришелся на полдень выходного дня. Покидая Москву, мы не испытали затруднений, несмотря на наличие трех кофров, чьими стараниями габаритная ширина загруженной Супер Тенеры по ощущениям приближалась к таковой у квазиавтомобиля «Ока». Легко преодолели еще несколько сотен почти однообразных километров, и только в окрестностях Воронежа многочисленные стада коровок-чернушек красноречиво возвестили нам о начале постепенного отдаления от цивилизации и приближающейся цели — максимально возможном и продолжительном (в данных условиях) пребывании тет-а-тет с природой.
![]() |
Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Ейск... Мощный рывок — всего каких-то 15 часов, минимум необходимых остановок, и мы достигли первой из намеченных нами travel points. Почти невероятно, как во сне, — звук ревущего мотора сменил шелест ночного Азовского моря; ставший панцирем фулл экип — легкие одежды. Волны ласкали босые уставшие ноги, вводя нас в негу.. В ту ночь (вернее, раннее утро) в сон провалились быстро и глубоко.
![]() |
Весь следующий день — заслуженный пляжный отдых и рабочая фотосессия «мотоцикл у моря», «я и мотоцикл (мотоцикл слева)». А наутро второго дня снова в бой — планы обширны, а время, к сожалению, ограничено датой выхода на работу одного из членов экипажа. Хотя, какое сожаление — даже сейчас я не смогла бы сделать выбор в пользу какой-либо одной точки на карте, весь смак в постоянном движении и никак иначе!
![]() |
Поэтому — дальше. В горы. Бесконечные поля кукурузы по дороге из Ейска. Равнинная местность постепенно сменялась предгорными селениями, среднегорным ландшафтом и бродящим броуновским движением по проезжей части, стадами и индивидуально, коров. Минуя Армавир, Невинномысск, Минеральные Воды мы достигли селения Баксан, оттуда на Тырнауз, откуда рукой подать до Терскола и царственного Эльбруса. К сожалению, план пришлось корректировать «не отходя от кассы» — известные события, произошедшие в Баксанском районе Кабардино-Балкарии в феврале 2010, закрыли доступ туристов в этот район до настоящего времени (по состоянию на август 2011 г.), нахождение там возможно исключительно по спецпропускам. Правда, КПП с военной техникой и вооруженными солдатами мы проехали незамеченными — видимо, постовых разморило под палящим солнцем.
![]() |
Тем не менее, первый же попавшийся навстречу экипаж ДПС проезд хоть не запретил, но предупредил, что все равно придется возвращаться обратно — дорога дальше перекрыта. Мы экспериментировать не стали и приняли решение повернуть на Кисловодск, остановиться там на привал, отдохнуть и продумать план дальнейших передвижений. Выехали и... через несколько минут я получила от природы в глаз — уже на немалой скорости в приоткрытый визор из под колес влетел увесистый камушек и угодил аккурат в надбровную кость. Сантиметром ниже — и моё фото могло бы висеть бы одном ряду с адмиралом Нельсоном и Кутузовым по характерному признаку. А так отделалась нелегким испугом, но даже синяк не появился. На сопли - времени и сил не было, и, плотнее закрыв визоры, мы двинулись дальше.
![]() |
Честно говоря, даже после московской жары тамошние +35 вымотали быстро, поэтому, увидев у дороги озеро с купающимися, мы не смогли к ним не присоединиться. Удивление вызвал сначала тот факт, что вода в озере горьковато-соленая, а затем, по окончании купания, состояние кожи — она стала бархатистой, как после продолжительных и регулярных SPA-процедур. Как выяснилось позже, нам посчастливилось принять водные процедуры в соленом озере Тамбукан. Расположенное недалеко от Пятигорска на высоте около 700 метров над уровнем моря, оно, по оценкам специалистов, обладает целительными свойствами, превосходящими таковые у знаменитого Мертвого моря. Вот такой приятный сюрприз.
![]() |
Искупавшись, помолодев и отдохнув, мы въезжаем в Кисловодск.. в сопровождении порядка двадцати ДПС-ных автомобилей местной прописки. Мы, безусловно, оценили теплый прием и в знак благодарности даже не обогнали колонну.
![]() |
Разместившись в гостинице еще советского периода с уже капиталистическими ценами, отправились на рекогносцировку местности. Итогом прогулки стал звонок «ради интереса» по указанному на придорожном баннере телефону и разведывательный крюк в 50 км от Кисловодска на базу, расположенную на высоте около 2 тысяч метров над уровнем моря, а впоследствии — три потрясающих дня вне расписания на высокогорье, в районе селения Верхняя Мара Карачаево-Черкесской республики. Здесь мы стали свидетелями потрясающих природных явлений, здесь по-настоящему впервые осуществили внедорожный тест-драйв мотоцикла, здесь ясным утром в распахнутую дверь нашего домика заглянул сам Эльбрус, величественный и вызывающий животный трепет даже у сильных духом и телом.. Уххх! Хотелось подобраться к нему поближе, приникнуть к его мощному телу, послушать его дыхание, но погода в горах крайне изменчива и неустойчива. Пару дней не везло — ясное утро сменялось то дождем, то градом, то туманом, и старт к подножью самой высокой горы Европы опять откладывался.

![]() |
Но пассивное наблюдение — не наш метод, особенно в условиях жестких временных ограничений. Мы принялись изучать внедорожную составляющую нашего туристического эндуро Yamaha XTZ1200 — исследовав окрестности турбазы и, соответственно, способности Супер Тенеры, забрались на близлежащее плато Гум-Баши, называемое местными жителями «Кругозором». И не напрасно — оттуда открылись необыкновенной красоты виды во все стороны света — на альпийские луга, нависающие над ними отвесные скалы... фантастические картины природы. Занялись и собой — в импровизированном спортзале на свежем воздухе на высоте 2000 метров над уровнем моря улучшали состояние крови обновленными эритроцитами (именно поэтому часто спортивные базы строят на высоте около двух тысяч метров).
![]() |
Во время очередной вылазки мы успели вернуться на базу за минуту до начала дождя. Но в этот раз погода опять подкинула сюрприз: помимо капель воды с неба начали сыпаться и весело прыгать по земле градины размером с перепелиное яйцо, только вместо округлых форм ощетинившиеся острыми ледяными шипами. К слову, никаких повреждений град на Ямахе не оставил, чего не скажешь о ее владельце-спасителе, успевшем эвакуировать дорогой во всех смыслах этого слова мотоцикл под ближайший навес.
![]() |
А на третий день, несмотря на неблагоприятный метеопрогноз, мы все же решились подобраться как можно ближе к Эльбрусу. Правда, если бы резина на колесах СуТенеры могла говорить, она бы вскричала от ужаса — установленная Continental Trail Attack, скорее, универсальная туристическая, совсем не предназначенная для внедорожных вылазок, особенно на таком тяжелом аппарате, как наша Супер Тенера. Однако, по моему глубокому убеждению, 90% составляющих успеха в подобных мероприятиях — это навыки вождения и умения пилота, а в способностях водителя мотоцикла я не сомневалась ;)
![]() |
Поленившись сделать 50-километровый крюк до ближайшей заправки и решив, что оставшегося бензина без проблем хватит на «какие-то 120-140 км», мы в условиях сильнейшего тумана и накрапывающего дождя с градом выдвинулись от турбазы Мара в направлении северного склона Эльбруса. Причем о местоположении вершины мы могли судить только по памяти да данным GPS-навигатора в виду некоторого ухудшения видимости — метров до 50 от силы; карт местности с указанием «дорог» у нас не было, а направление движения, обозначенное местными жителями, звучало как «да примерно туда-вот и ехать».
![]() |
Залитые обильными дождями каменистые горные тропки сменялись глинистыми, затем песчаными — и далее по кругу. Взору открывались долины, одна живописнее другой, которые при одном неловком движении рулем могли оказаться последним, хоть и прекрасным, пристанищем путников и их мотоцикла (застрахованного, разумеется! В отличие от...), но все ограничилось острыми ощущениями, купанием «коня» и наездника в одной из высокогорных луж и воспоминаниями об этих потрясающих местах.
![]() |
При окончательно испортившейся погоде мы добрались-таки до следов цивилизации — в непосредственной близости от скрытого густым туманом северного подножья Эльбруса обнаружилась дорога. Практически автомагистраль — широкая (две машины разъедутся), с твердым покрытием (плотно укатанная щебенка) и даже с бетонными отбойниками в наиболее опасных поворотах. Огорчало лишь то, что не было ни намека на наличие в этих местах заправочных станций, в то время как бензобак нашей Супер Тенеры в ближайшее время планировал избавиться от жалких остатков топлива и превратиться во вместилище лишь чистейшего горного воздуха. Двигаться приходилось «наощупь» — видимость упала до 20-25 метров. Правда, оставалось непонятным, куда надо двигаться, чтобы найти хоть немного горючего.
![]() |
В момент раздумий о выборе направления движения из тумана материализовался УАЗ-«буханка» — наши пути пересеклись с возвращавшейся после восхождения на Эльбрус группой замечательных людей: Юрием, Глебом, Ирой, Константином и Сергеем Константиновичем. Двое последних, причем, совершали своё первое в жизни восхождение на пятитысячник, и восхождение было сразу по Северному склону, покорение которого считается привилегией подготовленных спортсменов. «Буханка» альпинистов приютила меня и фотоаппарат при начавшемся сильном дожде — в таких погодных условиях мотоциклу, все-таки, было необходимо избавиться от балласта в моем лице, впрочем, и сам «балласт» тоже перестал сопротивляться более комфортным для барышни условиям проезда. «Баба с возу — кобыле легче», как говорится. А в УАЗике тепло, сухо и весело. Так, за легким общением с «братьми по разуму», мы вернулись в Кисловодск, где с ними распрощались, переночевали и на следующий день выехали-таки к следующему морю — Черному.
![]() |
Первоначально мы собирались просто проскочить через Шаумянский перевал и выйти на Туапсе (кстати, наш навигатор упорно отказывался прокладывать этот маршрут, пока мы не включили «грунтовые дороги» в список разрешенных). Но, как обычно, «нормальные герои всегда идут в обход»: сначала, увидев указатель «Псебай», мы не смогли проехать мимо этого места скопления спортивных лагерей и турбаз, а затем, когда на глаза попался знак «Лаго-наки» — налево», ввели в панику навигатор, упорно не желавший прокладывать новый, заметно удлинившийся маршрут. Но оно того стоило — когда еще доведется увидеть летом снег, попасть из «+35» в «+15», пообщаться с ребятами из Mountain Riders, поболтать за чашечкой кофе с их предводителем Юрой Фоменко, посмотреть шикарные фильмы об их безумных снегоходных вылазках... Зимой обязательно надо будет туда вернуться.
![]() |
Солнце начало прятаться за горы, тени заметно удлинились — и мы рванули дальше. Шаумянский перевал — жутчайшее место: неосвещенный разбитый неасфальтированный серпантин, без ограждений, но зато с глубокими пропастями, до сих пор вспоминаю как кадры фильма ужасов. За полночь добрались до Таупсе, вот бы уже и остановиться на привал, но... «звонок другу» — харлеисту Стасу из Адлера, и... еще один мощный, агрессивный, на грани отчаяния, ночной рывок по серпантинам с плотным сезонным движением и многочисленными гружеными фурами, создающими заторы на двухполосной дороге даже глубокой ночью. Но у нас отличный мотоцикл, за рулем которого самый лучший в мире (для меня :) ) пилот, — и вот уже Адлер, Курортный проспект, и мы, измученные нелегкой дорогой, наконец-то, пришвартовались на отдых... Ура, Черное море!
![]() |
Весь следующий день мы посвятили чудесному ничегонеделанию, купанию и обучению женщин команды в моем лице красивому вхождению в море вперед головой (которое должно было напоминать ныряние). Так здорово беззаботно резвиться в теплой водичке и греть косточки под нежным солнышком... Но одного дня для этого вполне достаточно. А дальше пропеллер в нижней части спины погнал нас к очередной дозе приключений. Сначала по веселому серпантину мы взлетели на гору Ахун, со смотровой башни на которой открывается шикарный вид на Большой Сочи. Затем Калиновое озеро, объезд Сочи и Адлера через горы в Красную Поляну и самый, без преувеличения, опасный рейд во всем нашем путешествии — на Хмелевские озера, находящиеся на высоте 1750 метров над уровнем моря. С расположенных там смотровых площадок открывается красивейшая панорама Западного Кавказа — от г. Фишт до Бзыбского хребта в Абхазии.
![]() |
Дорога на Хмелевские озёра проходит по территории сочинского национального парка и добраться туда возможно только пешком либо на внедорожной технике, о чем в самом начале подъема предупреждает табличка. Конечно же, мы не могли не остановиться, пофотографироваться на фоне этого знака, поиронизировать и... в (о, ужас!) облегченном, «южном» варианте мотоэкипировки, состящей из шлемов, шортиков, маечек и кроссовочек, продолжить осуществлять задуманное. Стыдно, конечно, но жара заставила нас изменить принципу «оллтайм фуллэкип», о чем не то, чтобы пожалели, но по-хорошему вспомнили, когда поймали пару щекотливых моментов. Дорога туда, действительно, сложна. Серпантин довольно крут, усеян рытвинами и выбоинами, почва каменистая и влажная, набор высоты — около 1000 метров на 10 км, а резина на СуТенере по-прежнему условно-внедорожная, да еще и порядочно изношенная...
![]() |
На ведущей наверх «дороге» разъехаться двум авто невозможно. Парни с джиппинговых экскурсий на Хмелевские озера набивают в свои УАЗики-кабриолеты туристов как селедку в банки, и со скоростью московских маршруток носятся по серпантину. Безопасность приобретает абстрактные очертания. Чистый адреналин, хоть и сомнительного качества. Прогулка, конечно, получается поистине захватывающая, и выжившие долго не смогут о ней забыть. Но не случайно туда стекаются ценители прекрасного — озера и впрямь необыкновенны... А еще поговаривают, что вокруг них растут удивительные и волшебные грибочки, и микологи—любители собирают там недурственный урожай.
![]() |
В общем, повторять этот маршрут на дорожном мотоцикле стоит, предварительно оформив нормальную страховку и на технику, и на экипаж, либо же в составе экскурсии туристов-камикадзе на УАЗиках (в этом случае можно ограничиться только страхованием тел путешествующих).
![]() |
Вернувшись в Адлер живыми, здоровыми и полными впечатлений, мы финально в этой поездке окунулись в ночное Черное море, собрали вещички и ранним утром указали в навигаторе конечным пунктом Москву...
![]() |
...Да, судьба офисного клерка безысходно однообразна и трагична — пара недель заслуженного оплачиваемого отпуска обычно заканчивается, не успев начаться. Разве что умение запечатлеть в памяти (и на фото) лучшие моменты путешествия и наслаждаться ими, прокручивая в голове снова и снова, позволяют дожить до следующих пары недель и ненормированно вкалывать, живя предвкушением и надеждой на то, что со временем соотношение «время работы—время отдыха» изменится на диаметрально противоположное, и рабочая неделя каждые полгода будет плановой тренировкой ума в нон-стоп каникулах. Мечты сбываются!
источник mail.ru