На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

МотоКлуб ЛЕМУРЫ

2 634 подписчика

Музыка на мото.

Да, это опять я. Зима заканчивается. Инфы много, как и работы.
Началось все в 2009 году. Прикупил я скутер, на котором была музыка. Клёёёва- не передать!
Но именно тогда пришло понимание, что после «шисят» музыки не слышно. Вместо кайфа начинается дискомфорт, и раздражение. Ну как так? Всё горланит так, что самому хочется петь!

Но повернул газульку- выбирай! Или скорость и ветер, или музыка. У меня нет музыкального образования, и кроме детского радиогубительства и разборки «мафона», познаний в этих чудесах передачи звука- ну разве что курс базовой физики.
Ну нет знаний, будем познавать в сравнении. Правда сравнивать то и не с кем. Набегавшись по «ларькам» автозвук, и им подобным, было понятно что есть куда развиваться. Накупив десяток усилителей, «ведро» динамиков и прочей «нужной лабуды», засел за зимние тесты. Бедные мои соседи к концу зимы начали приносить свои флэшки. Ибо для понимания разницы я слушал одни и те же композиции! …да, это было жестоко. Ошибкой первогодки было то, что слушал я всё в помещении. Я тогда если и начал догадываться, то не знал, насколько сильно рассеивается звук, на открытой местности. Будем считать первый год- комом.
Но я не бросил, и продолжил готовить «пирожки». Тем более, что «слабые» соседи переселились, «сильные» уже закалились. Да, я быстро победил порог слышимости на скоростях 150 км\ч. Но встретил больше вопросов, нежели получил ответы.
И так список задач:
1. Скрытая установка ( это значит, что не должно быть динамиков «напоказ», и тем более за счет бардачков, и тэ-дэ)
2. Весь диапазон (от пищалок до саба)
3. Ветро/водо защита.
4. Суметь завестись, если увлекся и высадил аккум.
5. Качество (я не обладаю музыкальным слухом, но не должен слышать разницу, между играет и нравится)
6. «Борт» скутера, не должен испытывать голодание.
Стало ясно, первое что необходимо поменять- скутер! Уже были причины совершить этот шаг, выбор пал на Suzuki Burgman 650. Вот мопедик, на котором есть где развернуться! В 2010 году этот пункт был вычеркнут.
Музыка была одним, из полсотни дополнений, поэтому начался сеанс одновременной игры. До того времени я был по профессии строитель. Со своим видением прекрасного.
Ну а поскольку сломал руку, вот и появилось свободное время. И так поехали.
Сразу предупрежу, что «акулы» мотозвука фотки работ рассматривали с трясущимися от возмущения руками. Тем не менее люди слушавшие, не возражали. Выводы которые я сделал из поисков и ошибок. Громоздкие автоусилители много жрут и мало пригодны начиная от размеров, и заканчивая потреблением. Не хватит места описывать все мои исполнения. Опишу последнюю версию. Маленькие усилители не дают искомой мощности и имеют больше искажений. Ранее были популярны такие вещи, как активный кроссовер. Это отдельный блок, с отдельным питанием, имеет 6-10 каналов выхода звука. Имеет достаточно тонкую регулировку по каждому выходу ( т.е. позволяет настроить частоты и громкость практически на каждый канал отдельно). Кроме того, зачастую это еще и предусилитель звука.


Считаю для мото- это первый блок который нужен для добротного релиза.
Имея «предусилок», мы можем значительно уменьшить размеры усилителей, включая выбор оных с более низкой выходной мощностью. Долгое время я выискивал маленькие, обязательно фирменные усилки. Прослушивание их с одним исочником и теми же динамиками дало понимание… усилок- усилку рознь! И звук реально разный.
Динамики… это вообще целый мир! Подбор оных, действительно должен быть со знанием дела. И здесь реально трудно выбрать акцент. Но при выборе надо учесть еще несколько правил.
Не достаточно просто купить хороший динамик. К нему еще нужен «правильный» корпус. Именно с корпусом- он начинает петь! При этом звук только за счет объема и особенностей корпуса можно поднять в громкости и насыщенности неоднократно. Да, отраженный звук, накладываясь на звук- получает усиление звука. Такова формула звука в двух словах.
Саб- это святое! Большинство сабовых динамиков требуют корпуса, при чем от его жесткости, герметичности и исполнения зависит результат. Есть статьи, правила и даже формулы по расчету корпуса. По усилению есть разные типы исполнения, с названиями бангпасс энного порядка и бла- бла. В общем изготовление звука- это целое искусство. Я же изучив некоторые труды понял, что не хочу с этим разбираться, но хочу это иметь.
На разборке авто я увидел необычные динамики… что то тянуло к ним… и завораживало, даже не видя их в работе. Купил. Чтобы дать вам понимание размера… самый большой в диаметре 35 сантиметров, средний 24 и малый по моему 18.


Как потом я навел справки, такое нельзя купить в магазине или интернете новое. Такое устанавливается только на автосы с премиум звуком, самими производителями. И только.
Значит поиск их только б/у, и только снятые с машин. Неодимовый магнит, не только кардинально меньше в весе, и размерах ( а при вибрационных нагрузках мото это важно!), но и сильнее альтернативы. На первый бургман, я поставил пару таких как с права на фото. ( сабвуфер не может быть стерео, и по звуку не определяется «ухом» место, где он расположен). Но, в интересах мощности установлена пара. Корпус подседельной ёмкости пришлось усилить в жесткости. Иначе его вибрации от звука, просто неимоверные.
Эти динамики имеют преимущество… они «долбят» без какой либо корпусной установки. Правильный корпус их бы делал уникальными. Но подседельное должно оставаться подседельным и тут пришлось не приносить жертву богам звука. Однако эффект полностью получен, как бонус имеем хороший массажер пятой точки, и дополнительные вибрации, к наслаждению звуком.
Нажопницы, после пару песен, говорят что у них уже всё было. Самый большой динамик, не «влазил» в размеры корпуса.


Но поменяв аппарат на более новый, я решил, что это меня не остановит. Ну решил, и решил! Долгие зимние вечера и замеры привели к решению. Я врезал его под наклоном! Результат достигнут, герметизируем, и делаем дренаж, для стока случайной воды. Я доволен, компактность- самая, самая! Литров 45 полезного пространства не тронуто. Чтобы саб не «вынес» элементы корпуса, я его подрезал (крашенный пластик обшивки скутера), дав проемы для выхода воздуха (звука).


Кофр в путешествиях нужен для шлемов, хотя на родине позволяет и «картошку» возить. Но тыл- это миды+ пищалки. Они не должны закрываться спиной, или тазом. Так же изучена картина- посадил пассажира, потерял кайф звука водителю. Но это не все проблемы. Защита от воды и ветра должна быть толковой.
Ну что ж, неделя работы, и эскиз подиума динамика готов. Сделать то, сделал. Повторить для симметрии оказалось сложнее. Что учтено? …Всё!


Корпусная накладка отсекает и ветер и воду от динамиков. Создает «объем» звучанию. Горизонтальное расположение динамиков наименее подвержено противостоянию ветру. Сделаны сливы, от попадания воды на динамик. Внутри кофра не имеем потери объема и геометрии, к тому же сам объем- используем для работы динамиков. В общем такое исполнение считаю «патентным» в решении.
Фронтальные динамики спрятались под лобовым стеклом.


Опять Отражение от поверхностей дает эффект, но почему то больше для окружения. При поднятии стекла (у меня электроподъем) всё становится в кайф. Но поскольку есть потери звука на скорости, необходимо дублировать пищалками.


Это при том, что пара пищалок врезана в зеркалах, опять же за самим зеркалом. Ну вот пожалуй такая сборка позволяет получить объемный звук, слышимый в диапазоне скорости до двухсот. Касаемо звука, приходится немного завышать «верхи». Это связано с одетым на голову шлемом, ибо он глушит восприятие.
По «железу»:


Сразу предупрежу, не оставляйте разбросанные провода. Они должны быть зафиксированы. Иначе год- два вибраций их поотламывают от плат.
В местах соединений с монтажными платами, я дополнительно фиксил монтажным клеем придающим жесткость. Но можно и клеевым пистолетом и твердыми герметами.
Конденсатор для «поддержки» низов- обязателен. Если не будет хватать питания ( а конденсатор позволяет добрать нехватку оного для импульса «дымц»)… то при воспроизведении низов появится хрип. И это при добротных динамиках и усилках. Просто нехватка энергии.
Восемь каналов звука. Можно поставить объемный звук, но не заморачивался. Вполне достаточно стерео. Провода должны быть соответствующего сечения. Любые разъемы это плохо. Особенно в проводах на динамики.
Причина- окисление на воздухе и вибрации. Прошлый опыт показал, из за разъемов, которые остаются абсолютно соединенными, пропадает звук в каком либо динамике. К динамикам паял. Для точек разъединения, применял вариант скрутки, закрывая термокембриком.
Усилки- большинство самоделки. На саб, применен bose 100Watt. «Штатный» для этого динамика. При добавлении динамиков в любой релиз громкость звука существенно возрастает.

Носители звука…на любой вкус. Будь то флэшки, AUX, bluethoth, FM или сам батька интернет. Реализовано всё на базе планшета, bluethoth плеера, и мото гарнитуры. Связка работает в блютуз и wi-fi сопряжении. Сбоев не наблюдалось. Позволяет не только слушать музыку, но и петь караоке прямо с мотогарнитуры шлема.
Я старался не писать странных формул и умных названий. Объяснить то, что будет понятно на пальцах. Остальное можете спрашивать в комментах и личке. Правда не обещаю отвечать быстро. Но постараюсь быть внимательным к вашим вопросам. Однако если в личку пойдет большой вброс… сами понимаете жизнь, семья, работа и хобби у меня не на последнем месте.
Для понимания уверенно скажу, я готов в релизе музыки потягаться с «голдой». Не сомневаюсь, что оппонент окажется достойней, но заверю, что это будет дааалеко не штатный образец «голды».
Убедительно попрошу комментаторам угомониться с фразами «затычки рулят», «не понимаю», «гарнитуры решают». Если пишете что то подобное, то начните «у меня была музыка на мото… отказался в пользу затычек», и аргументируйте.
Всем бобра!

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх