На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

МотоКлуб ЛЕМУРЫ

2 634 подписчика

TomTom Vio: презентация и обзор нового городского мотонавигатора

TomTom Vio: презентация и обзор нового городского мотонавигатора



На проходящей сейчас в Берлине выставке потребительской электроники IFA 2016 известная нидерландская компания-производитель навигационных устройств TomTom представила недорогой мотонавигатор TomTom Vio, который предназначен в первую очередь для водителей скутеров и пилотов городских мотоциклов. В отличие от других доступных сегодня мотонавигаторов (TomTom Rider, устройства Garmin серии Zūmo, китайские навигаторы Neoline, Prolech и так далее), TomTom Vio не может работать автономно и требует подключения к смартфону под управлением iOS или Android для стриминга изображения. Карты и навигационная логика поставляются вместе с бесплатным мобильным приложением-компаньоном, которое подключается к навигатору, получает от него сигнал GPS и сигналы взаимодействия пользователя с сенсорным экраном устройства, формирует картинку и передает ее на навигатор для отображения. 

На первый взгляд, решение разработать мотонавигатор, который по сути и не навигатор вовсе, а просто телеприемник, требующий подключения к смартфону и разряжающий в поездке его батарейку, может показаться непродуманным. Действительно, зачем пользователю платить деньги за отдельное устройство, если смартфон у него уже есть и можно просто открыть на нем гуглокарты, воткнуть первую и поехать по своим делам, постепенно переключаясь вверх. В этой статье я попытаюсь подробно ответить на этот вопрос. Но начнем по порядку, с сочных фоточек.

 

 

 



Несмотря на то, что TomTom Vio представлен широкой публике только сегодня, я, как сотрудник компании, получил к нему доступ пару месяцев назад и с тех пор пользуюсь им практически каждый день для поездок на работу и покатушек по Амстердаму и по Голландии, так что в этом обзоре я не ограничусь цитированием пресс-релиза и фотошопными картинками от нашего отдела маркетинга, а расскажу вам о впечатлениях от использования навигатора в реальной жизни и на реальном мотоцикле. Прошу учитывать, что видео, скриншоты и описания, приведенные ниже, были получены на основе работы с бета-версией продукта, устройство из магазина возможно будет отличаться от увиденного мной (вероятнее всего в лучшую сторону). Я тестировал работу навигатора только с айфоном, работа устройства со смартфоном на базе ОС Android также может отличаться от того, что видел я. 

Все рассуждения в этом обзоре основаны на моих личные впечатлениях от использования мотонавигатора TomTom Vio и мобильных навигаторов различных производителей, эти рассуждения не должны приниматься за официальную позицию компании TomTom. 

Обзор навигационного устройства: комплектация, крепление, экран и батарейка


Мотонавигатор TomTom Vio поставляется в небольшой коробке-кубике белого цвета, в которой, кроме самого устройства, находятся два крепления (на грипсу и на зеркало), силиконовый чехол, шестигранник для установки креплений на мотоцикл, красочное руководство по эксплуатации на нескольких языках и зарядный провод традиционного формата Micro USB. Само устройство и крепления весьма компактны, набора монструозных RAM Mount как и возможности крепления к ним не предусмотрено. Основным способом установки навигатора на мотоцикл предполагается прикручивание устройства на вылет зеркала вашей стильной желтенькой Веспы. Крепление на зеркало широко регулируется в продольной и поперечной осях. Если же ваши зеркала вмонтированы прямо в корпус скутера или мотоцикла, или же вообще пали в неравной битве с окружающим дорожным покрытием, на помощь должно прийти крепление на грипсу. Идея с креплением на зеркало мне не понравилась — хочется видеть навигатор по центру мотоцикла, да и вылеты зеркал у меня короткие и около рук, крепление на грипсу тоже смотрелось не очень, поэтому я закрепил крепление для зеркала на приваренном к рулю моего пожилого гуся железном демпфере для бедных. Более оптимальным было бы установить его над приборной панелью, но зацепиться там у меня не за что, а сделать специальное крепление пока не дошли руки. Цветного силиконового чехла во время теста у меня не было, поэтому все фото навигатора ниже приведены в голеньком виде, уберите детей и женщин от экрана.


Упаковочная коробка с навигатором внутри


Комплект поставки: силиконовый чехол, навигатор, руководство по эксплуатации, крепление на грипсу, шестигранник, крепление на зеркало, зарядный провод.


Навигатор, установленный в крепление на зеркале.


Навигатор, установленный в крепление на грипсу, установленное на грипсу, закрепленную на руле, на мотоцикле, который построил Ганс.


Семейное фото со старшим братом.

Для того, чтобы установить навигатор, нужно развернуть его на 90 градусов, вставить в крепление и повернуть вниз. Схема с виду кажется не самой надежной, но держит крепко, навигатор не шатается и не дрожит. Снять устройство с крепления можно поворотом руки в том же или обратном направлении. Поскольку крепление для зеркала вставляется в крепление для грипсы, установка навигатора на грипсу происходит таким же образом. Установить навигатор и снять его можно одной рукой и за одну секунду. Необходимо отметить, что никаких средств защиты от угона не предусмотрено, поэтому оставлять Vio без присмотра не следует.

Диаметр навигатора составляет около восьми сантиметров, диаметр видимой поверхности экрана — 2,4 дюйма, или около шести сантиметров, разрешение — 320 пикселей в диаметре. Белая окантовка экрана выполнена из глянцевого пластика, передняя поверхность закрыта не стеклом, а прозрачным пластиком, что хорошо в плане ударопрочности, хоть и несколько ухудшает цветопередачу. Задняя поверхность черная, матовая, с кнопкой включения и резиновой заглушкой для порта зарядки. Заглушка несъемная, потерять ее без ножниц не получится. При сжатии рукой мой навигатор слега поскрипывает, но это очевидно неприятная особенность предсерийного образца. Навигатор из новой партии, предназначенной для продажи, держится молодцом и на крепкие дружеские объятия отвечает солидным ничем. Толщина устройства изменяется примерно с 1 см у кромки до 2.5 см в центре. 

Если присмотреться, то пиксели на экране вполне различимы, хотя для этого нужно подносить навигатор близко к глазам и пристально в него всматриваться. На дороге, когда навигатор находится от ваших глаз на довольно большом расстоянии, это не должно быть проблемой. Экран хорошо различим во всех дорожных условиях, и днем и ночью, и в солнце и в дождь, проблем с этим я не испытывал. Возможно некоторым покажется, что экран маловат, но опять-таки навигатор позиционируется в основном как устройство для скутеров и проектировался, чтобы быть максимально компатным. Как по мне, размера экрана достаточно для решения навигационных задач. Возможно, программное обеспечение могло бы в отдельных случаях использовать скудные пиксели экрана немного более эффективно (скажем, в связке нескольких близких поворотов обычно показывается только первый, а хотелось бы больше), но само устройство у меня трудностей при использовании не вызывает, долго разглядывать его на дороге в поисках поворота не нужно. 

Как я уже упоминал выше, экран у Vio сенсорный. Поддерживается распознавание только одного прикосновения, мультитача нет. Тачи и свайпы распознаются нормально, но экран разумеется не такой отзывчивый, как у смартфона: устройству требуется порядочное время, чтобы передать сигнал о нажатии на смартфон и получить от него обновленную картинку. Опять же для задач навигации это не особенная проблема. В отличие от большинства смартфонов, экран Vio распознает нажатия в перчатках и под дождем.

Единственная по сути функция, которой можно управлять непосредственно с устройства — навигация к точке из списка избранных мест. На экране смартфона можно предварительно найти конкретный адрес дома или POI, воспользовавшись поиском или тапом по карте, после чего сохранить его в избранное под произвольным именем, например Дом, Работа, Джимхана, Травматология. После этого на устройстве можно будет нажать кнопку в верхней части экрана и выбрать эту точку из списка. Смартфон построит маршрут до точки и начнет указывать направления, передавая изображение на навигатор. Соответственно, если на вашем смартфоне запущено приложение-компаньон и в нем заданы все нужные вам точки, доставать смартфон из кармана перед поездкой или во время нее не нужно. Достаточно включить навигатор, вставить его в крепление, выбрать точку и ехать. Можно кстати и не указывать кокретную точку, тогда навигатор будет просто показывать ближайшие улицы и сообщать о приближающихся камерах контроля скорости. В этом режиме можно менять разрешение карты тапом по экрану.

Производитель заявляет время работы навигатора от батареи порядка пяти часов. Я сам не проводил полноценных замеров этого показателя, но по моим впечатлениям примерно столько устройство и живет. За время получасовой поездки с навигатором батарейка айфона разряжается примерно на десять процентов. Для городского использования этого, как мне кажется, вполне достаточно. Для более далеких поездок неплохо бы брать с собой пауэрбанк или запитывать навигатор и телефон от мотоцикла через USB. Хотя, если вы постоянно ездите на дальние расстояния, вам наверное лучше будет купить автономный навигатор или ехать по трассе по знакам.

Практически с каждым обновлением приложения-компаньона через магазин Apple или Google необходимо обновлять прошивку устройства. Процедура эта простая и безболезненная. При первом после обновления подключении к навигатору смартфон сам скачает в него новую прошивку и сменит на нее текущую, никаких телодвижений от пользователя при этом не требуется. Единственное, что надо помнить при обновлении это то, что оно занимает некоторое время, в течение которого навигация будет недоступна.

После включения устройство показывает анимированную заставку, во время которой пытается установить соединение со смартфоном. Этот процесс у меня обычно занимал порядка 10-15 секунд. Сразу же после установки соединения навигатором можно начинать пользоваться. Если вы включаете Vio в подземном гараже или под крышей, то он не сможет найти спутники и пару минут после выезда будет пытаться их поймать. На навигацию в это время рассчитывать не приходится.

Возможности навигации



Интерфейс навигации и голосовые инструкции

Основная функция мотонавигатора TomTom Vio — постройка маршрута и ведение по нему. Конечная точка маршрута выбирается или на смартфоне или прямо из навигатора (если она сохранена в избранное). Промежуточные точки не поддерживаются. При построении маршрута возможно указать его тип (кратчайший, быстрейший, самый экологичный, пешеходный, веломаршрут, маршрут без выезда на магистральные дороги) и участки, которые необходимо избегать (туннели, паромы, платные дороги, полосы для карпула и дороги без твердого покрытия). Зачем нужна опция пропуска неасфальтированных дорог лично мне непонятно, ведь все равно все будут ездить на эндуро, но так или иначе такая возможность есть.


Общий вид маршрута с дневной цветовой схемой


Экран в режиме навигации с дневной цветовой схемой


Экран в режиме навигации с ночной схемой

После того, как маршрут построен, он целиком отображается на экране устройства, давая таким образом пользователю понять, как именно предполагается ехать. Кроме этого, на общем плане показываются пробки на маршруте и камеры контроля скорости, через которые придется проезжать. Для перехода в режим навигации нужно нажать кнопку Ride или просто начать движение.

Перед началом использования навигатора необходимо скачать карты местности в приложении-компаньоне. Построение маршрутов и навигация доступна без подключения к интернету, однако в режиме оффлайн приложение не сможет показать камеры контроля скорости и дорожную обстановку. Обновления этой информации занимают считанные сотни килобайт за поездку. Карты в приложении векторные, производства TomTom, карта всей Европы (включая Россию) занимает около 5.5 гигабайт. Можно скачивать карты отдельно по странам или регионам. Так, Восточная Европа занимает порядка гигабайта, Франция — около 800 мб, Центральная Испания — меньше 100 мб. Отдельных карт России, Украины и Беларуси не предусмотрено. Украина и Беларусь идут в комплекте с другими странами Восточной Европы, карта России до недавнего времени тоже была в этом пакете, но недавно ее оттуда убрали из-за малой популярности и большого размера, так что она осталась только в полном европейском пакете. Я поговорил про это с менеджером, ответственным за мотонавигацию, возможно получится добавить в приложение отдельную карту России.

Покрытие постсоветских стран, не являющихся частью Евросоюза, у TomTom довольно ограниченное. Так, в Беларуси и Молдове показаны только основные магистрали, а покрытие территории России и Украины TomTom оценивает как частичное со степенью покрытия в 75 и 45 процентов соответственно. Заблудиться посреди Москвы с Vio в руках у вас вряд ли получится, но сравнивать качество российских карт и сервисов TomTom с аналогами от Яндекса и 2ГИС я бы не стал.

Все карты доступны для бесплатного скачивания и обновления. Кроме стран Европы, на тестовом сервере были доступны карты Австралии, Новой Зеландии и Юго-Восточной Азии. Возможно, в релизной версии приложения этот список будет изменен.


Дневная карта Москвы с проложенным маршрутом и ночная карта Киева

При выбранном в настройках телефона русском языке, навигатор показывает карту России с обозначениями на русском языке, а карту Украины — с обозначениями на украинском языке, при переключении на язык с латинским алфавитом названия меняются на транслит. К сожалению, качество перевода на русский самого приложения очень плохое, поэтому приходится выбирать между плохим переводом интерфейса и транслитерированными названиями улиц.

В режиме навигации Vio показывает детальную карту окружающей местности с линией движения, также включающую в себя расчетное время прибытия, дистанцию до следующего поворота и его направление. При съезде с рекомендованного маршрута он автоматически перестраивается. Поддерживаются голосовые инструкции, которые передаются со смартфона на подключенную к нему гарнитуру и звуковые оповещения о камерах контроля скорости. Приложение-компаньон поддерживает большое количество компьютерных и записанных людьми голосов на многих языках, в том числе и на русском. Из-за особенностей передачи данных со смартфона, карта и маркер текущего положения на устройстве обновляются с заметными рывками, на телефоне маркер двигается не в пример плавнее. С одной стороны, это конечно неприятно, с другой стороны я заметил это только во время подготовки обзора, на дороге такое поведение навигатора проблем не вызывало.

Кроме основного режима ведения по маршруту, Vio поддерживает три специальных режима, которые активируются автоматически при приближении к камере контроля скорости и магистральной развязке и при входящем звонке. В первом из режимов, Vio крупным планом показывает текущее ограничение скорости, на которое настроена камера и текущую скорость мотоцикла по GPS. Если мотоцикл двигается с превышением допустимой скорости движения, фон устройства окрашивается в красный цвет, таким образом дополнительно предостерегая о возможных последствиях.


Навигатор в режиме камеры контроля скорости

Режим прохождения развязок призван помочь с перестроением в правильную полосу на автомагистрали. Этот режим был добавлен совсем недавно, но я уже успел оценить, как сильно он облегчает жизнь. До его введения понять, куда именно надо съезжать, было очень сложно и я с моим небольшим опытом вождения не раз пропускал свои съезды на незнакомых дорогах. Теперь же навигатор как будто берет тебя с мотоциклом за оба колеса и переставляет именно туда, куда надо. Очень удобно, вот прямо вообще. Не уверен, поддерживают ли такой режим современные мобильные приложения вроде Google Maps или Waze, потому что на дороге я ими не пользовался (наверное поддерживают, хорошая ведь штука), но когда увидел на навигаторе первую развязку, то радовался так, что чуть таки снова не проехал мимо своего хорошо уже знакомого съезда.


Навигатор в режиме прохождения развязок

Режим «кто звонит» собственно показывает, кто звонит. Ответить на звонок можно как обычно, кнопкой на гарнитуре.

Навигационное приложение-компаньон TomTom Vio


Как мы уже разобрались ранее, без бесплатного приложения-компаньона навигатор Vio — просто бессмысленная круглая фиговина, способная только попросить пользователя подключить к себе смартфон. Именно приложение-компаньон содержит карты, навигационную логику и настройки устройства. Оно же ответственно за формирование картинки, которую отображает навигатор. Удивительная кстати вещь, такое замечательное и богатое на функции приложение — и раздается бесплатно, а за глупый терминал для него компания будет просить приличных денег. Нет бы наоборот. 

Так вот, приложение-компаньон TomTom Vio разработано на основе мобильного навигационного приложения TomTom GO Mobile и позволяет делать следующее.

  • Планировать и показывать маршрут движения, камеры контроля скорости и дорожную обстановку.
  • Транслировать маршрут и навигационные инструкции на экран устройства.
  • Вести пользователя по маршруту при помощи голосовых инструкций.
  • Искать адреса и значимые места (Points of Interest или POI) на карте.
  • Выбирать начальную и конечную точки маршрута, добавлять их в избранное и отображать избранные места на карте.
  • Показывать статус подключения навигатора и уровень его заряда.
  • Настраивать всякие разные настройки.


В настройках приложения можно найти выбор цветовой схемы и включить ночной режим, выбрать и скачать голос для озвучивания навигационных инструкций, выбрать, скачать и обновить карты, настроить упомянутые выше режимы маршрутизации и звуковые сигналы.

В дополнение к поддержке различных цветовых схем внутри приложения, TomTom выпустил в продажу разноцветные силиконовые чехлы для навигатора, чтобы тот смотрелся на мотоцикле еще более лучше.


Варианты расцветки силиконовых чехлов, каждому соответствует своя цветовая схема приложения

Поскольку приложение-компаньон разработано на базе программы для автомобильной навигации, оно имеет практически такой же интерфейс, как TomTom GO Mobile. Это не особенно удобно, потому что GO Mobile спроектирован для работы в горизонтальной ориентации на стекле автомобиля, а Vio должен использоваться как обычное приложение для смартфона, то есть в портретной ориентации и близко к глазам пользователя. Как по мне, для приложения-компаньона у него слишком крупные иконки и шрифты, пользоваться им из-за этого не особенно удобно. Кроме того, в том числе из-за крупных шрифтов переведенные с английского тексты не всегда помещаются на экране. Проблема не самая серьезная, но ставить из-за нее приложению пять звезд уже не хочется. Насколько я понял, в одном из ближайших обновлений приложения для айфона его интерфейс будет переработан, а приложение под Android будет идти с обновленным интерфейсом с первого дня продаж устройства.


Приложение-компаньон в режиме поиска


Экраны статуса устройства


Зелененькая и розовенькая цветовые схемы

При первом включении приложение попросит вас создать пару с навигатором через Bluetooth. Это стандартная процедура, которая не должна вызвать проблем. Для поддержки отображения имени абонента при входящем звонке приложение под iOS попросит дополнительно создать еще одну пару, работающую через Bluetooth Low Energy. Этот шаг можно пропустить.

Итак, зачем вам мотонавигатор


В начале этого обзора я обещал порассуждать на тему того, зачем нужно покупать навигатор, который даже вовсе и не навигатор, и чем это будет лучше смартфона, который уже лежит в кармане и только и ждет возможности завести вас туда, куда вам там сегодня надо. Уже зная, что предлагает мотобратьям нашим малокубатурным TomTom Vio, давайте обсудим необходимость мотонавигаторов как таковых.

Если говорить про GPS-навигацию как чисто утилитарную вещь, которая просто ехать из точки А в точку Б без всяких шашечек, то мобильные приложения ее уже вполне освоили. В магазинах приложений сейчас доступно огромное количество различных онлайн- и оффлайн-навигаторов, практически все из которых способны довести вас до точки назначения. Какие-то делают это лучше, какие-то хуже, но главную задачу навигации так или иначе решает большинство из них. Отдельное навигационное устройство не содержит никаких волшебных алгоритмов, которые будут работать лучше, чем приложения на телефоне. Однако, отдельный мотонавигатор по-моему значительно удобнее для повседневного использования, чем мобильное приложение.

Как мне кажется, новый TomTom Vio имеет следующие преимущества перед сферическим навигационным мобильным приложением в вакууме. Во-первых, и не говорите, что это совершенно неважно, Vio — прикольный гаджет, которым просто приятно пользоваться. Закрепленным синей изолентой на руле смартфоном уже давно никого не удивишь, а маленький круглый терминал в цвет мотоцикла привлекает внимание. Во-вторых, Vio влаго- и ударопрочен. Думаю, не только лишь всем хочется уронить свой последний айфон на асфальт, пытаясь закрепить его на руле в мотоперчатках, мало кто хочет это сделать. С навигатором же такой проблемы нет. Кроме того, Vio значительно дешевле навороченного смартфона. Так что если навигатор все-таки получит несовместимую с жизнью травму своей круглой головы, это должно вас морально поддержать. А еще, отдельный мотонавигатор не перегревается при использовании и не жрет батарейку, как Boss Hoss горючку в городском режиме. Кстати, несмотря на то, что Vio требует подключения к смартфону, телефонную батарейку он должен разряжать также меньше обычного при навигации, поскольку сигнал GPS передается на телефон с навигатора.

Еще один немаловажный момент — крепление. Я не знаю, какие крепления для смартфона вы устанавливаете на свои байки и как крепите в них телефоны, но этот процесс всегда представлялся мне долгим и неприятным (должен отметить, что сам я телефоном на мотоцикле не пользовался, про современные крепления знаю мало и могу сейчас нести чушь, поправьте меня, если это так). Если вы носите смартфон в чехле, то перед креплением на мотоцикл чехол надо снять (или в каких-то случаях наоборот надеть). Если идет дождь, а смартфон у вас без чехла, то надо остановиться и его убрать. Если крепление ненадежно, то телефон в любой момент может выпасть на асфальт, а если надежно, то работать со смартфоном в перчатках все равно особенно не получится. Разные в общем могут быть проблемы. Разумеется, у всех свои сценарии использования телефона — скажем, кто-то просто прячет его в прозрачный кармашек сумки на баке и отлично себя чувствует, а кому-то достаточно голосовых инструкций в наушнике, но тем не менее быстросъемное крепление полноценного мотонавигатора представляется мне весьма полезной вещью. Достал навигатор из кармана, повернул в креплении и едь себе кататься. Как говорилось в одном хорошем фильме, чик — и ты уже на небесах. Хотя нет, это было совсем про другое.

Разумеется, у Vio есть и минусы по сравнению с навигацией через мобильное приложение. Во-первых, это затраты на дополнительное устройство, без которого вполне можно и обойтись, если мы не про шашечки сейчас говорим. Во-вторых, это необходимость носить навигатор в кармане, вовремя его заряжать и не забывать на мотоцикле. В-третьих, Vio работает только с картами TomTom, которые по крайней мере в странах бывшего СССР уступают многим конкурентам. В-четвертых, использование Vio предполагает и использование приложения-компаньона, которое может быть для вас менее удобным, чем любимый мобильный навигатор. Все это — важные аргументы в пользу навигации на мобильном телефоне, а то и с помощью пыльных страничек дедовского еще бумажного атласа мира с выцветшими надписями готическим шрифтом. 

Кстати, если сравнивать Vio с более дорогим автономным мотонавигатором, таким как наш же TomTom Rider, то для коротких поездок по городу Vio кажется мне более предпочтительным. У него нет крепления с возможностью заряда от аккумулятора и RAM Mount, Vio не поддерживает поиск мест прямо на устройстве, построение маршрутов с промежуточными точками и сохранение поездок в файлы, в нем нет и многих других функций более дорогих устройств, но он берет свое более низкой ценой, компактностью и простотой использования. В кругосветку с ним конечно не поедешь, но по городу он проведет. А то и вокруг Исландии поможет прокатиться, по крайней мере ее покрытие в комплекте скандинавских карт есть. 

Самое интересное


Продажи TomTom Vio начались сегодня через официальный сайт компании и у ритейлеров в странах Западной Европы, рекомендованная производителем розничная цена составляет 170 евро за устройство и 15 евро за дополнительный силиконовый чехол.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх