После нескольких ответов в группах ВК и друзьям в личке решил, что стоит написать шпаргалку о наиболее популярных мотоциклах, ассоциируемых с веселыми покатушками по лесам и полям.
О таких похожих внешне и таких разных по своим функциям — легких внедорожных мотоциклах.
Начнем с того, что все условно-внедорожные мотоциклы можно разделить на 3 большие категории:
- Легкие — о них и пойдет речь в этой статье
- Туристический эндуро — это относительно тяжелые универсальные мотоциклы, созданные для длинных путешествий по дорогам разного качества. впрочем они вполне пригодны и для городского использования, а некоторые опытные райдеры умудряются покорять на них и жесткие пампасы
- Остальное — beach-байки, полноприводные, питы, скрэмблеры, спидвей, триал, ралли и другие. Многие из них вполне себе легкие, но они весьма специфичны и мало кем рассматриваются всерьез (кроме питбайков, пожалуй) в контексте веселых покатушек по полям и лугам.
Ну все, к делу:
Софты:
Например: wr250r, старые добрые Djebel, Baja, XR, Serow, KLX и т.д.
- мягкая подвеска — мало устаешь при проезде препятствий. но мотик обижается, если пытаешься проехать препятствия слишком агрессивно (пробивает вилку, нестабильно себя ведет).
- мягкий мотор — позволяет легко и удобно контролировать тягу и не впрыскивает адреналин при резком открытии газа. не провоцирует. Иногда может не хватать тяги при заезде в горку с хорошим покрытием при отсутствии места для разгона. Может не хватать тяги в глубоком песке или глубокой липкой грязи. Не стоит переоценивать этот пункт, т.к. в подавляющем большинстве ситуаций проблема не в тяге, а в сцеплении, а кратковременный недостаток тяги компенсируется использованием «серой зоны» сцепления. Впрочем есть софт-эндуро 400сс и даже 650cc — они еще меньше страдают от недостатка тяги
- более-менее удобное седло. А есть старые модели с мощной фарой и сиденьем, сравнимым по удобству с дорожниками. А также есть модели с довольно низким седлом.
- оборудован поворотниками, номерной доской, легален на дороге
- гражданский регламент обслуживания (мотор, подвеска).
Харды:
например Yamaha wr250f
- жесткая подвеска и рама — позволяет агрессивно проезжать препятствия, но отнимает много сил, т.к. сам становишься частью подвески.
- злой мотор — тяги хватит всегда, но ее контроль требует постоянного внимания и сил. за ошибки наказывает потерей держака и попытками сбросить пилота.
- спортивный регламент обслуживания — требует частого залезания в мотор и подвеску.
- нелегален на дороге, хотя есть непроверенная информация, что изредка завозится в страну с полноценными «дорожными» доками. впрочем их использование на дорогах бьет по карману из-за предыдущего пункта
Кроссачи:
например yz250f
- подвеска еще жестче чем у хардов. рассчитана на приземления с большой высоты.
- мотор по злости сравним с хардами, но коробка передач не позволит копаться в грязи или медленно проходить сложные препятствия (все передачи сдвинуты в сторону больших скоростей), а система охлаждения справляется со своей задачей только если постоянно ехать быстро.
- спортивный регламент обслуживания
- нет фары, нет электростартера. очень высокое седло.
- легальность на дороге такая же, как у хардов
Если подытожить:
- кроссач вне трека — игрушка на пару раз друзей прокатить вокруг дачи.
- кроссач на треке с тренером (особенно в плохую погоду — грязь, снег, лед) — полезнейшая вещь для любого мотоциклиста.
- софт отлично подходит для туризма по лесам и горам.
- софт подходит для утилитарного передвижения по дорогам и небольших дальняков (лично ездил за 300 км от дома ранней весной в Карелию).
- хард отлично подходит для соревнований по _скоростному_ преодолеванию разнообразных препятствий.
- хард подходит для туризма по лесам и горам пилотам, имеющим опыт эндуро-соревнований, либо большой опыт поездок на софте и решившим что софт не подходит для их стиля туризма.
- тяговооруженности 250сс софта достаточно практически для любых препятствий, посильных более мощным внедорожным мотоциклам, т.к. проблема почти всегда не в тяге, а в держаке, а кратковременный недостаток тяги компенсируется использованием «серой зоны» сцепления. Исключения, где софту придется тяжко по сравнению с хардом — длинные маршруты по глубокому песку или глубокой вязкой грязи. Однако, такие участки обычно легко объехать.
Сразу скажу, что я не настоящий сварщик — имею опыт 2 сезонов на японской некроэндурке (в т.ч. один мотодальняк от СПб до Сортавалы), сезон на тяжелом дорожнике, несколько часов кросса с тренером, а также несколько минут виртуальных эндуро-покатушек на разных моделях КТМ в магазине (пока продавцы не выгнали). Иными словами — почти все вышесказанное было получено изнурительным переминанием булок на удобном диване за компом. Так что смело бросайте в меня чем хотите — все мужественно вынесу.