Вождение мотоцикла зимой может быть постоянным, ежедневным (ПДД РФ
этого не запрещают) или в виде покатушек выходного дня в компании единомышленников. Цель статьи — вовсе не поиск «за» и «против», каждый решает сам.
Freebiker просто компилирует найденные в сети сведения. Ну и немножко добавляет имеющегося опыта дружественных настоящих мотоциклистов.
В составе мануала
— техническая часть
— экипировка и аксессуары
— моторезина
— навыки вождения
— поучительные видео
— экзотика
Техническая часть.
Масло двигателя:
— нет нужды лить самое жидкое, поскольку при выходе двигателя на рабочую температуру самое жидкое масло не будет демонстрировать требуемых характеристик по смазыванию поверхностей. Оптимально 5W-40 и посмотреть табличку рабочих температур.
Масло КПП:
— аналогично, если масло КПП заливается отдельно от масла ДВС.
Масло амортизаторов
— аналогично
Свечи:
— поставить свечи мЕньшего калильного числа
Карб, топливная система:
— промыть ДО зимней эксплуатации, удалить возможный отстой воды и грязь из карба, шлангов, фильтров.
Некоторые карбюраторные мотоциклы требовательны к типу жиклеров при отрицательных температурах, следует заменить жиклеры на соответствующие условиям.
Топливный бак:
— почистить и промыть перед зимой, удалив осадки, возможную воду. В зимнее время держать бак полностью заправленным во избежание конденсата воды в баке.
Тросики, подшипники, втулки
— смазать зимней смазкой
Экипировка и доп. аксессуары.
Шлем
— Главная проблема — обмерзание визора и пар от дыхания. Первым делом — нормальный эндуро-шлем с отведением дыхания и мотоочки с двойным стеклом. Вторым делом — эндурошлем с визором, но тоже с двойным стеклом. Третий вариант — снегоходный шлем с предустановленными фичами, заранее разработанный умными людьми. Четвертый вариант — снегоходный шлем с подогревом (требует манипуляций в предыдущем п. «Техническая часть», розетка 12V)
— подшлемник
Куртка.
— Ветро- и водонепроницаемая с мембраной. Задача отводить тепло и влагу от тела в условиях таскания мотоцикла в снегу. Ибо «Простужается не тот, кто прохладно одет, а тот, кто мокнет, а затем остывает» ©
— термобелье
— защита поясницы и копчика от переохлаждения
Брюки:
— ветро- и водонепроницаемые, желательно полукомбез для утепления поясницы.
— доп. утепление коленей от переохлаждения, двойной материал на коленях.
— термобельё
Боты:
— ветро- и водонепроницаемые, не обязательно эндуро-пластик
— на размер больше для нормального кровообращения и — возможно — для доп теплых носков
Перчатки
— краго- видные, с раструбом на рукава куртки.
— «дворник» — резинка на указательном пальце для протирания визора от снега
— ветро- и ветко-защита рук и рукояток
— возможно — муфты «валенки» на рукоятки, в этом случае можно ездить и без грубых перчаток.
Опционально:
— подогрев ручек
— подогрев седалища
— розетка 12V для подогреваемого снегоходного шлема.
Моторезина
Заводская шипованная моторезина
— Вариантов брендовой шипованной резины для мотокросса и зимнего эндуро вне дорог общего пользования много, бюджет начинается от 9500 рублей за колесо (декабрь 2017, чисто яндексом за 5 минут без погружения в вопрос) до 14 — 23 тыс.
Как правило мотошины несут шипы, сертифицированные для мотокросса, подходящие под тех. регламент мотогонок (высота шипа не более 7,5 мм), проклеенные (это важно) и ввинченные к кубики-шашечки.
— Наличие шипов в моторезине — источник повышенной опасности для окружающих по причине вылетания шипа. Автомобильные тоже вылетают, но условия применения шипов в мото и авто разные, и нагрузки на шипы — тоже разные, это очевидно. Поэтому с точки зрения спортивного мото тех. регламента самопально шипованные шины на соревнования не допускаются.
Колхозинг и самостоятельная шиповка.
— Шиповка шиповальным пневмопистолетом.
Установка настоящих легковых или грузовых (рекомендуется) шипов. Профессиональная установка таких шипов в условиях специализированного сервиса существенно дешевле брендовых шипованных колес. Однако высота шипов (от 1 до 3,5 мм) при хороших показателях на асфальте, жидкой снего-каше и голом льду озера практически бесполезна в снегу и пухляке. Цена 18-20 рублей за шип, можно по 100 шипов в колесо (бюджет 4000 руб.), а можно в каждую шашечку, получится примерно по 250 шт в колесо (бюджет под 10 000).
Демонтаж колес не обязателен, высота всего шипа 25 мм. Желательно проклеить шип перед установкой.
— Шиповка канадскими Kold Kutter, 900 руб за 100 штук, шуруповерт и несколько часов времени. Снимать шину не нужно. БЮджет от 1800 до 5000 руб.
— Шиповка заводскими ввинчивающимися шипами.
— Шиповка саморезами от ВАЗ + стекольный клей-герметик, быстро и люто, шляпка наружу.
Бюджет 370 руб за 100 шт., плюс расходники и время. Резину снимать не обязательно.
— Шиповка кровельными саморезами + самоконтрящиеся гайки + точечная сварка. Несколько дней времени + уплотнение камеры и корда изнутри + проблемы менять вылетевшие шипы. Шляпки внутри шины. Бюджет разный. Известны случаи инсталляции от 500 шт. до 5000 (пять сцк тысяч !) на колесо, что справедливо для шоссейной резины.
— Шиповка строительными дюбелями + шайбы + точечная сварка. Несколько дней времени + уплотнение камеры и корда изнутри + проблемы менять вылетевшие шипы. Шляпки внутри шины.
— Шиповка болтами. То же, что и в предыдущем пункте, но считается наилучшим решением из бюджетных способов и эксплуатационных качеств. Шляпки внутри шины.
Все пункты, кроме первых двух, не годятся для асфальта и дорог общего пользования: резина не достает до дороги и не имеет сцепления ничем, кроме шипов.
Навыки вождения.
Все нижеперечисленное в бОльшей мере относится к автодороге и безопасности жизни райдера. Кое-что, конечно, полезно и для безлюдных пампасов.
Вкратце процитируем, остальное — с тренером или на личном опыте:
— Торможение: плавное, заблаговременное с преобладанием заднего тормоза, хотя отмечено, что и передний, и задний тормоз весело и удовольствием ведут к сносу соответствующих колес. Торможение исключительно прямолинейное.
— Повороты: страхуясь ногой с небольшими кренами, выбирая дистанцию и скорость.
— Ускорение плавное, не газовать, больше работать со сцеплением, на пухляке особенно, ибо заднее колесо склонно зарываться
— Движение по снегу: переднее колесо в снегу рыскает, сносится и склонно не держать прямолинейную траекторию.
Словом, все делать аккуратно и без фанатизма, за исключением праздников, когда стоит спидвейная лютая резина, безгранично чистый и толстый лёд, сухая солнечная погодка и компания знакомых долбоящеров :)
Поучительные зимние мото видео
Зимняя мотоэкзотика
1. Девайс: водо-снегоочиститель на шлем :)
2. Лопацикл (заднее колесо с лопастью)
3. Сноубайки, снегоциклы — помесь мотика и снегохода со специальным гусеничным движителем
Их много, как пример — премьера 2017 года от Polaris: комплект Timbersled
Резюме:
— Ездить на мотике зимой можно и нужно, это Fun, это трэш и угар.
Помогает:
— снять межсезонный мототоксикоз
— приобрести (и не забыть к летнему сезону !) навыки осторожного и максимально безопасного движения по скользким поверхностям
— «а хуле дома сидеть» © Фёдор Конюхов
Разумеется, не забываем про очевидные факты, что
а) езда на мотике зимой гораздо опаснее, нежели летом, а падать на дорогу и лёд не менее больно, чем летом;
б) езда на мотике зимой приводит к бОльшему эксплуатационному износу и аварийным повреждениям мотоцикла;
в) езда на мотике зимой требует бОльших вложений в экипировку, если не желаете постоянно болеть.
И, если все вышесказанное не пугает — добро пожаловать в зимнее вождение мотоцикла.