На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

МотоКлуб ЛЕМУРЫ

2 634 подписчика

Нафигация на мотоцикле. Софт.

То ли мне показалось, то ли в последнее время как-то часто натыкаюсь на вопросы про навигацию. Вот и возникла мысль описать свой опыт использования.

Для тех, кому не интересно читать длинные тексты — резюме:

  1. Osmand+ стоит недорого и рулит на дорогах. Пасует в сложных случаях и жрет память. Есть огромная куча плюшек.
  2. Sas4Andriod/Sas4WinCE — рулит вне дорог.
  3. OsmoDroid — отличный инструмент для расшаривания своей позиции.
  4. Navitel — только там, где нет османда.
  5. 7 дорог, Maps.me, OruxMaps и т.д. — идут следом за Навителом



А тем кому интересно — рассказываю. Но для начала

Disclaimer: a startement made to save one's own ass.
Этот текст является компиляцией личного опыта и никак не претендует на объективность — разве что в моей личной реальности.
С другой стороны — многие люди сильно усложняют себе жизнь просто потому, что не имеют нужного инструмента. Возможно для кого-то одна из описанных программ и\или возможностей окажутся тем самым недостающим инструментом.


Давным-давно, когда компьютеры были большие а программы маленькие… упс, это не та байка, прошу прощения.
После покупки трансляпы появилось желание кататься немного дальше чем в окрестностях города. Соответственно — появилась необходимость в навигаторе. Потом вмешалась жаба, и первый выбор пал на Prolech MT4302 со всем известного сайта. WinCE 6.0, сколько-то десятков метров оперативы, 4.3" резистивного экрана и кредл с зарядкой. Операционка накладывала сильные ограничения, поэтому остановился на навителе.

Navitel
В принципе — прога неплохая, с киллер-фичей в виде страницы датчиков — два одометра, средняя/максимальная/минимальная скорость и т.д. Разве что пользоваться этими датчиками не слишком удобно — уж больно глубоко они запрятаны. Еще из минусов — неадекватные цены на карты.
Еще скажу, что под старый навител есть карты OSM: navitel.osm.rambler.ru, но до его использования руки как-то не дошли.
Но в целом — навител меня вполне успешно довел до Крыма и вернул обратно, так что каких-то внятных претензий к нему нет.

Sas4WinCE

В процессе эксплуатации ляпы пришла странная мысль, что на ней можно кататься не только по асфальту, но и немного за ним. Опыты показали что в условиях бездорожья навител ведет себя (и меня) как-то странно. Изнасилованный гугл вывел меня на форум, на котором человек написал под себя прогу для навигации по растру. Прога показалась достаточно интересной, ее «большой брат» SAS-Планета достаточно простым в использовании, так что в небольшой кружок по Беларуси я поехал уже по растровому навигатору.

Что умеет прога:

  • прочитать скормленные ей треки и точки в формате plt/wpt (наследие от Ozi)
  • отобразить заранее скачанные и упакованные при помощи большого брата тайлы. Как карты так и слои, т.е. прозрачные png с, например, отмеченными тропинками поверх спутниковой карты.
  • вести на указанную точку в эндурном стиле — типа «направление такое-то, расстояние такое-то»
  • считать пробег, скорость, время движения (причем как вперед/назад так и среднюю). В общем — полноценный ралли-комп. Причем есть и настраиваемое отображение и управление всем этим делом.
  • писать трек. Причем по умолчанию трек начинает писаться сразу при запуске проги.
  • искать по пройденному треку

Плюсы:

  • встроенная запись трека
  • быстрая работа
  • интуитивно понятная работа с навигацией
  • есть русскоязычный форум (автор проги русский), где описаны решения для 99% процентов возникающих проблем

Минусы:

  • необходимость заранее накачать тайлы нужных карт. Сама по себе программа делать этого не умеет.
  • сложность настройки. Надо руками редактировать .ini файл. Лучше всего это делать дома, с компа, заодно сохранив в отдельном месте гарантированно рабочую версию.
  • прога автором фактически не поддерживается из-за перехода на линукс и андроид
  • прога условно-бесплатная, автор обычно дает ключ за донат


В какой-то момент на форуме рядом с прогой под WinCE появилась тема про такую же программу, но под андроид. И чем больше я ее читал, тем больше у меня бродила мысль, что «кирпич» под WinCE это, конечно, неплохо, но надо б что-то посовременее. Тем более что в какой-то момент автор Sas4WinCE прямым текстом написал, мол, ухожу на линуху, сколько еще проживет виндовая версия — это строгий рандом. Как я думал за андроид и к чему я пришел с точки зрения железа — распишу как-нибудь потом, а пока…

Osmand+
Думается мне, что представлять эту прогу особенно не надо — известный навигационный комбайн на основании векторных карт от OpenStreetMap.
Умеет читать созданные GPX треки/точки, отображать их, вести по проложенному маршруту или по прямой, умеет считать маршрут как онлайн так и оффлайн (только медленно, блин), умеет отображать растровые карты из интернета и заранее скачанные, показывать статьи из вики и фотки улиц из плагина Mapilary и еще куча всего.
Минусы:

  • фактически не имеет одометра и статистики по параметрам движения.
  • платная. Хоть и дешевая.
  • маршруты строятся очень медленно.
  • приколы с ведением по треку где более одного сегмента (это, например, когда в одном файле и основной трек, и несколько вариантов объезда засадных мест). А точнее — османд не понимает что это такое, и от конечной точки одного сегмента рисует прямую линию «типа маршрута» до начальной точки следующего сегмента. В итоге одному товарищу вместо маршрута в примерно 200км с вариантами объездов османд насчитал больше тысячи км на круг. Товарищ ехал, смотрел на свой навигатор, пучил глаза, но молчал. Трек, если кому-то интересно, выглядел вот так:
  • Странное построение маршрута в некоторых случаях. Например — тогда дороги выглядят как-то вот так османд строит каки-то дикие кривые. В этом случае сильно выручил SAS — вот тебе твоя позиция, вот тебе линия направления, вот тебе расстояние. И живи с этой инфой как считаешь нужным.
  • Записываемый сколько-нибудь длинный трек османд сохраняет дико долго, а если трек больше примерно 500 км — начинает как не в себя кушать память, тормозить и падать


Sas4Andriod
В дополнение к Sas4WinCE умеет читать GPX точки и треки, качать тайлы из интернета (но чутка странновато), работать с электронным компасом — если он есть, масштабировать тайлы при необходимости, отправлять SMS — если его попросить, более плавно вращать экран (а не только на 90 градусов) и… вроде как и все.
Из минусов — маркер обозначающий текущую позицию может находится только в центре экрана (Sas4WinCE позволял его сместить от центра куда угодно), что слегка неудобно.
Из плюсов — сейчас автор допиливает управление программой с блютуз-пульта, что избавляет от необходимости тянуться к навигатору в движении. В случае со странным.

OsmoDroid
Как я писал в начале — это спец. инструмент для расшаривания своей позиции в интернет. Из плюшек — можно настраивать условия отправки чтобы не кушать зря батарейку и трафик (например — отправлять новую координату, если за последние N минут я переместился как минимум на M метров и\или скорость моя выше S). Так же умеет в автоматическом режиме отправлять/принимать SMS с координатами, ждать отправки до появления интернета, показывать текущую статистику и онлайн-карту с местоположением. Для быстрого запуска трекинга на экран телефона можно закинуть виджет той или иной степени навернутости.
Плюсом умеет писать трек и анализировать его, показывая забавные графики.
Сценарии использования:

  • перед покатушкой дать ссылку благоверной, чтоб избавится от звонков типа «где тебя черти носят». Ну или чтобы она знала из какой жопы тебя в случае чего вытаскивать.
  • для дальняков можно сделать постоянно работающую ссылку и дать ее родным/коллегам. Дело в том, что обычная ссылка генерится каждый раз при запуске трекинга, а данные по постоянной ссылке будут доступны пока ее не удалишь вручную
  • для групповых покатушек можно создать сущность по имени «группа», добавив туда точки, треки, чат и людей. Далее в режиме реального времени можно отслеживать положение других участников. Полезно если кто-то собирается присоединиться к покатушке по дороге, или решил найти объезд слишком сложного\простого\асфальтового участка.


Коротко об остальных программах — у 7Ways страшный и неочевидный интерфейс, maps.me работает быстро, но сколько-нибудь внятной настройки маршрута у нее нет, Orux и Ozi для своей задачи выглядят слишком навороченными комбайнами с тем же кривым интерфейсом.

И напоследок немного инфы про подготовку растровых карт и треков:

  1. Используемая программа — SAS-Планета. Кеш ее лежит на локальном компе, папка с бинарником и конфигами — на дропбоксе. Ибо пока нету особого желания потерять свои прошлые и будущие треки, а места на дропбоксе и канала у меня хватает.
  2. Используемые карты
      • Mapnik OSM — в представлении не нуждается.
      • OpenTopo — тот же мапник, но сильно контрастный (что полезно на бездорожье) и с горизонталями высот — opentopomap.org

    • Google\Yandex satellite для просмотра возможных затычных мест. На них, например, было видно что один мост в Налибокской пуще обвалился, и строить через него маршрут — так себе идея.
    • Генштаб — тянется с maps.. она хоть и старая, но иногда проверить по ней тропинки бывает полезно.
  3. Можно смотреть векторный слой от WikiMapia — он с картами очень хорошо дополняет друг друга
  4. Маршруты можно прокладывать как вручную ставя точки, так и прямо из SAS-планеты при помощи yourNamvigation.org. Если хочется полайтовее — можно поставить тип расчета 'Короткий для машин', посложнее — 'короткий для велосипедов'. Но как-то раз маршрут для машин повел меня сначала по полузатопленной грунтовке с жидким песком глубиной по маятник, а потом по лесовозной колее через лес. Не спорю, какой джип там бы проехал… наверное. В общем — имейте ввиду, что по версии этого сервиса машины бывают совсем разные
  5. Делится треками мне удобнее всего через гуглокарты. Еще один товарищ пользует www.gpsies.com. Кстати, там неплохая база треков и можно подобрать что-нибудь по своим силам и интересам
  6. Трек нарисованный в SAS-Планета лучше всего экспортировать в kml. А если нужен GPX — то прогнать его через сайт kml2gpx.com или gpsvisualizer.com/convert_input — поскольку GPX стандарт не жесткий и разные программы понимают его по разному. Например — при попытке скормить османду трек напрямую из SAS-планета я чуть не потерял половину вариантов объезда. Вторая половина почему-то прочиталась нормально
  7. если кому-то вдруг понадобятся plt\wpt файлы — то есть набросанный на питоне скрипт конвертера из kml
  8. Если SAS-Планетой выкачивать большие области — запасайтесь терпением, проксями и vpn. Тайл-провайдеры не любят когда с них слишком много качают, и любят резать скорость пинг качальщикам. «Большая область» — понятие относительное, но, например, Mapnik начинает тормозить примерно после 200 мегабайт, openTopo — через примерно 100 (хотя он и так не быстрый), гугл — еще раньше.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх