На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

МотоКлуб ЛЕМУРЫ

2 634 подписчика

Кто тормозит быстрее - машина или мотоцикл?

Недавнее обсуждение в комментариях к этому посту в очередной раз меня убедило, что многие по-прежнему находятся в плену заблуждений на этот счет. Возможно это происходит из-за тех обманчивых ощущений, которые дает мотоцикл — сидишь выше, ускорения чувствуются сильнее, да и тормоза более тонкие и отзывчивые. В общем попробуем разобраться с этим вопросом, велком под кат.



Рассмотрим основные заблуждения:

1. Мотоцикл легче, а значит остановится быстрее.

Нет. Увеличение массы, а значит инерции компенсируется увеличением давлением на дорожное полотно, а следовательно коэффициента трения. Вплоть до полного взаимоисключения. Есть соответствующие формулы, н обойдемся без них. 

Кроме того конструкторы не дураки и ставят тормозные механизмы соответствующей массе мощности. Вот если бы поставить тормоза от мотоцикла на минивэн — вот тогда да, были бы проблемы )


2. Опытный пилот + хороший мотоцикл + правильная техника торможения это эффективнее, чем водятел-коробочник который тормозит «педаль в пол».

В случае раздолбанной лады-седан-баклажан это, пожалуй, действительно так. Но вот правда жизни в том, что АБС в стандартной комплектации ставится в Евросоюзе в обязательном порядке с 2004 года, а по факту ей оснащаются даже самые скромные авто уже с 90-х годов. Аналогичное требование к мотоциклам вступает в силу в Евросоюзе только с 2016 года. 

Так что большинство машина на дорогах с АБС, а вот мотоциклы — нет. Это означает, что даже ваша бабушка, нажав педаль до упора, оттормозится достаточно эффективно. А вот к чему приводит паник-брейк на мотоцикле, и какой тормозной путь скользящего по асфальту мотоцикла — мы все знаем. И не стоит себя обманывать. Уметь эффективно тормозить, и сделать то же самое в экстренной ситуации — это две разных истории. 


3. Автомобиль тормозит четырьмя колесами, а мотоцикл двумя.

По факту в случае экстренного торможения мотоцикл тормозит в лучшем случае полутора колесами (в случае тяжелых круизеров) и вплоть до одного (в случае всех остальных). Физика понятна — весь вес уходит на переднее колесо. Как это происходит нам наглядно показывают пилоты motogp:


Казалось бы вот он ответ на вопрос — но нет. Дело не в количестве колес. Одно колесо тормозит так же эффективно как четыре, если на него приходится вся масса ТС. Вот правда перегрев тормозного механизма или резины в таком случае наступит для него все-таки раньше.

4. Более широкая спортивная резина тормозит лучше, чем узкие колесики мопедов или дорожников, не говоря уж про внедорожную

И да, и нет. Дело в том, что на торможение больше влияет состав резины, чем ее ширина. Пятно контакта вообще не учитывается при расчете коэффициента сцепление, так как компенсируется удельным давлением на поверхность. Так же практически не будет влиять и рисунок протектора. НО! При экстренном торможении в дело вмешивается температура, а именно нагрев резины в зоне контакта, который может дойти до критической отметки и резина потечет, резко уменьшим сцепные свойства. С этой точки зрения у более широкой резины и асфальтового рисунка протектора действительно есть преимущество в более эффективном теплоотводе. Кроме того, возникающая деформация в пятне контакта и как следствие повышение трения качения. также помогают более эффективно тормозить. 

Но по факту быстро автомобили и мотоциклы тормозят гораздо лучше просто потому, что на них стоят гораздо более мощные тормозные механизмы.

5. Больше всего за торможение отвечает сцепные свойства резины

Нет. В первую очередь за торможение отвечают, как это ни странно, тормоза. 

Максимально возможное замедление происходит в том случае, когда от начала и до конца торможение колесо будет удерживаться практически на грани блокировки, тем самым максимально реализовывая свои сцепные свойства. И если на небольшой скорости даже самых слабых тормозов на скутере достаточно для полной блокировки колеса, то чем выше скорость, тем большее усилие необходимо создать суппортам. Начиная с определенной скорости движения (будет зависеть от типа ТС, характеристик тормозов, сцепных свойств и тд), тормозным механизмам уже не хватит мощности для мгновенной остановки колеса. И торможение становится тем, чем оно является изначально по сути — преобразованием кинетической энергии в тепловую, рассеиваемую на тормозных дисках. Чем мощнее суппорта, чем лучше материал колодок и диска и выше их коэффициент трения — тем больше энергии будет рассеиваться и тем выше будет замедление. И тем дольше они смогут работать в таком режиме. И только когда развиваемое тормозами усилие превысит крутящий момент сцепления колеса с дорогой — становится возможна его блокировка. Ну а дальше уже все зависит от наличия АБС или скилла пилота удержать его на этой грани.

Говоря простыми словами — до момента, когда тормозам хватит силы заблокировать колесо, надо еще дотормозить. И чем выше скорость движения, тем позже этот момент наступит.

6. Мотоцикл с АБС тормозит хуже, чем без нее, при правильно технике

Вот отличное видео на эту тему:


Вроде все верно, но есть одно но. Такая разница возникает тогда, когда вы резко зажимаете тормоза и АБС начинает работу еще до того, как передняя вилка целиком загрузится. Тогда эффект раскачки, как показан в этом видео, приведет к увеличению тормозного пути. Если же вы начнете торможение плавнее, загрузите переднее колесо, и только после этого начнете жать уже на тормоза со всей силы, то АБС позволит вам не беспокоится о риске заблокировать колесо или встать в стоппи. 

Поэтому на практике, а не на полигоне, АБС очень сильно увеличивает безопасность торможения и заметно сокращает тормозной путь непрофессиональному райдеру, просто потому что вы можете тормозить агрессивно и при этом безопасно. Ну и не стоит забывать о паник-брейкинге, самой распространенной причины падений, при котором АБС вас также подстрахует.

Ну и немного цифр:

Minivans:
2015 Kia Sedona: 118 ft
2015 Toyota Sienna: 121 ft
2014 Chrysler T&C: 126 ft
2015 Honda Odyssey: 126 ft

Sedans & Hatchbacks:
2014 Honda Civic: 118 ft
2012 Kia Rio: 119 ft
2013 Honda Accord: 117 ft
2014 Mazda 6: 121ft
2013 Toyota Camry: 120 ft
2014 BMW i3 eDrive: 108 ft
2015 Honda Fit: 127 ft

Cars that will always win:
2011 Chevrolet Corvette Z06 Carbon: 93 ft
2008 Ferrari 430 Scuderia: 93 ft
2012 Chevrolet Corvette Z06 Centennial: 94 ft
2012 Lexus LFA: 94 ft
2010 Porsche 911 GT3: 94 ft
2010 Ferrari 16m Scuderia Spyder: 96 ft
2009 Audi R8 5.2: 96 ft
2008 Audi R8: 96 ft
2009 Chevrolet Corvette ZR1: 97 ft
2008 Dodge Viper ACR: 97 ft
2003 Dodge Viper SRT10: 97 ft
2011 Porsche 911 GT3 RS: 98 ft
2010 Lamborghini Murcielago LP670-4 SV: 98 ft
2009 Chevrolet Corvette ZR1: 98 ft
2008 Porsche 911 GT2: 98 ft
2011 Nissan GT-R: 99 ft
2010 Chevrolet Corvette ZR1: 99 ft
2010 Ferrari 458 Italia: 99 ft
2010 Porsche 911 Turbo: 99 ft
2009 Porsche Boxster S: 99 ft
2007 Porsche 911 GT3: 99 ft

Superbikes:
2011 BMW S1000RR: 129 ft
2011 Ducati 1198: 141 ft
2011 Honda CBR1000RR: 134 ft
2011 Suzuki GSXR-1000: 140 ft
2011 KTM RC8R: 135 ft
2011 Kawasaki ZX10R: 129 ft
2011 Yamaha R1: 137 ft

Supersports:
2011 Yamaha R6: 124 ft
2011 Honda CBR600RR: 126 ft
2011 Ducati 848 EVO: 127 ft
2011 Triumph 675R: 126 ft
2011 Suzuki GSXR-600: 122 ft

Other bikes:
2015 Harley Street 750: 152 ft
2011 Harley StreetGlide: 129 ft
2011 Star Stratoliner: 142 ft
2011 Kawasaki Vulcan Vaquero: 144 ft
2013 BMW R1200-RTP: 144 ft
2013 Harley Electra Glide: 144 ft
2010 Star Raider S: 124 ft
2010 Harley Softail Rocker C: 125 ft
2010 Victory Vegas Jackpot: 129 ft


Но! Это все касается ситуаций с экстренным торможением с высоких скоростей, например 80-100 км/ч и выше.

Если торможение происходит с небольшой скорости, то мощности даже стандартных тормозных систем хватит для того чтобы сразу же вывести колесо на максимально эффективный режим (то есть на грани с блокировкой). А это значит что с небольшой скорости и автомобиль и мотоцикл остановятся за равное расстояние. Погрешностью, возникающая за счет разницы в составе резины, думаю можно просто напросто пренебречь, потому что будет несущественно, то же время реакции будет влиять куда сильнее.

Так что если вы не гоняете, то и беспокоится особо не о чем. А если любите разогнаться, то помните, что впереди ведущая машина остановится быстрее. Причем гораздо, так как еще и едет наверняка медленнее вас, а мы знаем, как нелинейно увеличивается тормозной путь от скорости.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх